ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Субота, 14 січня 2023 18:00

После войны нас ожидает психологически искалеченное поколение

Светлана Шевченко приехала в Литву в начале весны прошлого года. Она, как и миллионы других украинцев, спасалась от российских ракет, которыми обстреливали ее родной город Харьков. После переезда в Вильнюс украинка сразу же начала помогать другим.

Светлана - психолог, специализируется на детской психологии и сейчас работает в одной из Вильнюсских школ, а также проводит групповые и индивидуальные консультации для всех желающих в Украинском центре. Светлана рассказала LRT, как война повлияла на психическое здоровье украинцев, с какими проблемами чаще всего приходят к ней на консультации, а также дала несколько советов, как справиться с тоской за домом и постоянным стрессом.
- Светлана, в каком состоянии находятся дети из Украины?
- Когда я пришла в школу, то там было уже 64 ученика из Украины, и необходимость иметь психолога была просто огромной. У детей разные ситуации, потому что все выезжали с разных территорий. Есть территории, где происходили активные боевые действия: Мариуполь, Харьков, Донбасс, Чернигов, Суммы. Дети и из этих регионов требуют большего внимания и работы, но есть и города Украины, которые не сильно пострадали, поэтому дети из таких городов чувствуют себя лучше.
Дети, которые приехали из очень горячих точек, кто видел взрывы, сидел в подвале, возможно, видел смерть. Такие дети до сих пор находятся в очень нестабильном эмоциональном состоянии. Они нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы, наконец, проговорить все, что с ними произошло. Ведь дома у них такие же травмированные родители, которые хотят поскорее об этом забыть и надеются, что их ребенок также все забудет со временем.
Но с детьми это не работает. Поэтому первое, что мы делаем у меня в кабинете, - это выговариваемся, плачем, обнимаемся, проживаем ту боль снова, чтобы ее отпустить. Замалчивать свои эмоции, особенно детям, нельзя.
Хотела бы отметить, насколько это важно - говорить и обнимать своих детей. Например, в Литве у людей нордический характер и очень мало тактильности. Особенно в школах, где обнимать детей преподавателям вообще запрещено. Нашим украинских детям этого не хватает.
Я очень рада результату некоторых деток, с которыми я работаю. С весны прошлого года они стали чувствовать себя намного лучше, но есть, конечно, и сложные случаи. Было несколько деток, которых я направила к психоневрологу, для того чтобы назначить медикаментозное лечение, потому что страхи не проходят, пропал сон и простая психотерапия не дает результатов.
- Какие основные проблемы, с которыми приходят к вам дети, вы могли бы выделить?
- Самая первая трудность и стресс для каждого ребенка, как бы банально это ни звучало, но это незапланированный переезд. Это не только проблема детей, но и взрослых.
Но ребенку в этом случае сложнее. У него дома остались любимые вещи, игрушки, друзья, у кого-то родные. А здесь еще и новая школа, новые знакомства, непонятный язык. Все это огромнейший стресс для ребенка.
Вторая проблема - это нежелание учиться. Нежелание учиться и ходить в школу возникает не потому, что ребенок как-то плохо воспринял школу или его в школе обижают. Это все посттравматический синдром переезда в другую страну. Переезд в связи со страшными обстоятельствами - это определенное насилие. Когда мы выезжаем в другое место, не по своему желанию - это не просто стресс, это действительно травма. А у детей, у которых еще полностью не сформировалась психика, этот стресс как раз проявляется в нежелании учиться. Кто-то просто не может сконцентрироваться, а кто-то утрачивает мотивацию. Ведь зачем учится, если в стране война.
- Есть ли проблемы с адаптацией украинских детей в литовских школах?
- В моей школе нет, так как это русскоязычная школа, поэтому все говорят на русском языке и детям намного легче пройти адаптацию. Хотела бы также отметить литовских педагогов. Это профессионалы с большой буквы, которые с огромной любовью и трепетом относятся к украинским детям.
У нас были только проблемы с детками, которые не говорят на русском языке, а только на украинском. Им было сложновато с терминами на русском, поэтому они очень стеснялись говорить у доски. Но я часто выступала в роли переводчика, преподаватели относились с пониманием, и эти дети сейчас уже прекрасно себя чувствуют.
- Вы упоминали, что многие проблемы детей и взрослых похожи, но взрослые чувствуют себя немного лучше, ведь умеют контролировать свои эмоции и страхи. С какими запросами они обращаются к вам?
- Первая группа взрослых - это родители детей, с которыми я работаю. Невозможно работать только с ребенком, обязательно нужно общаться и с родителями. В основном они с такими же травмами, как и дети, просто умело это скрывают.
Часто взрослые приходят с вопросами о том, как говорить с детьми о войне. Как объяснить ребенку, что его дома больше нет, или как рассказать ребенку о смерти его близких: у кого-то погиб папа, пока они с мамой находятся здесь, у кого-то - другие родные люди. Это все сложные разговоры, как для родителей, так и для детей.
Следующая группа - это уже индивидуальные консультации, на которые приходят девушки, женщины, мужчины с разными запросами. Это и одиночество, ведь многие уехали сюда совершенно одни, это и эмоциональное истощение, которое ведет к апатии, это и общение с родными, которые, например, живут "за поребриком" и вроде как физически они есть, но эмоционально связь уже потеряна и родные люди стали врагами.
Очень много парных консультаций и много разводов. Люди не выдерживают испытания войной и расставанием. Или, наоборот, есть такие семьи, где мужья работали уже в Литве, жены с детьми приехали сюда, и оказалось, что жить под одной крышей они не могут.
- А как проходит адаптация взрослых к новой стране, легче, чем у детей?
- Я бы сказала, что это зависит от человека. Есть те, которым уже легко, которые уже нашли свое место здесь и могут жить дальше. Но вообще украинцы - молодцы, они хорошо адаптируются к любым условиям: уже работают, имеют жилье, путешествуют и стараются жить, как раньше.
Многие, например, переживают, что нужно оставаться в Литве и оставаться неизвестно насколько. А неизвестность очень пугает, ведь нельзя построить планы на будущее: когда мы вернемся, как отстраивать свои дома, квартиры, будет ли работа.
У некоторых украинцев бывает тяжелая адаптация, что проявляются через нежелание учить литовский язык. Человек не принимает новую страну и все, что с ней связно. Так и говорит: "не могу, у меня нет сил, и меня вообще тошнит от этого языка". Многие просто очень скучают по дому и из-за этой тоски не хотят ничего делать.
- Как справиться с этой тоской по дому?
- Первый совет - это начать общаться с родными, проговаривать свои же планы, свои мысли, не бояться говорить о своих страхах, потому что страхи могут быть одинаковые в семье. Но когда мы их замалчиваем, эта волна накрывает нас всех, и мы сидим вместе и боимся. А когда мы начинаем разговаривать о наших страхах, мы можем их вместе преодолеть.
Второе, важно вспоминать хорошее, но возвращаясь в реальность. Это важно, не жить только воспоминанием, а жить здесь и сейчас. Очень хорошо помогает составление планов на короткий период. Желательно это все прописывать и давать себе несколько вариантов развития событий.
Очень важно также выстроить какие-то ритуалы, которые у вас были дома. Например, ужинать вместе, суббота - день кино и т. д. Я уверенна, что у каждого в семье есть какая-то традиция или ритуал. Важно это повторять и здесь. Пускай в другой стране и в чужой квартире, но это помогает вернуться в реальность и помогает держаться за наш дом, который пришлось оставить.
И очень важно придумать себе какую-то мечту: когда закончится война, то что я сделаю?
- Вы назвали очень много психологических проблем и трудностей, с которыми уже сталкиваются украинцы. Скажите, а после окончания войны каких психологических последствий нам ожидать? Будет ли поколение, которое пережило войну, психологически нестабильно и искалечено?
- Я не хочу ничего плохого прогнозировать, но то, что я вижу сейчас, конечно, показывает, что психологически искалеченного поколения не избежать. Такой стресс так просто не проходит. Это даже не просто стресс, это большая травма и для взрослых, и для детей.
Вспомните хотя бы новогоднее поздравление президента Украины в этом году. Плакали абсолютно все - и взрослые, и старики, и даже дети. Все находятся на гране между страхом, гордостью за страну, отчаянием, оптимизмом и всеми возможными эмоциями вперемешку.
Но я хочу подчеркнуть самое главное. Любой стресс проходит. И наша задача сейчас - сохранить свое психическое здоровье. Чем больше мы прорабатываем себя сейчас, лечим эти раны, выговариваемся - тем легче нам будет потом. Боль не уйдет, но относиться мы к этому будем совершенно по-другому.
- Есть ли какой-то общий совет всем украинцам, которые сейчас переживают не самые легкие времена?
- Не вгоняйте себя в депрессию, не стесняйтесь обращаться за помощью, не молчите о своих проблемах. Если нет родных, которым можно выговориться, приходите к психологу. Консультации в Украинском Центре абсолютно бесплатные. Иногда нужна медикаментозная помощь, чего также не стоит бояться. Обязательно нужна физическая нагрузка. Танцы, бег, йога - все, что нравится, все, что приносит удовольствие. Сохраняя себя сейчас, мы сможем построить хорошее будущее. И самое главное - помнить, что вы не одни и не одиноки.

Прочитано 475 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: