ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Четвер, 30 грудня 2021 16:20

Земельные участки украинцев могут отобрать без обжалования в суде

Как стало известно Строительному порталу ProfiDom.com.ua, земельные участки украинцев могут практически принудительно отобрать без возможности обжалования в суде. Процедуру отчуждения земли переписали настолько, что рядовые украинцы могут остаться незащищенными перед бюрократической машиной, которая без зазрения совести заберет их участки под государственные нужды

По сведениям журналистов ProfiDom.com.ua, в Украине упростят порядок выкупа земли у граждан, которая может понадобиться государству, например, для строительства автомагистрали или моста, - рассказал портал UBR.ua. Так, уведомлять о выкупе земельного участка будут не за три, а за два месяца. Решить же все вопросы, связанные со способом и размером компенсации от государства, собственник такого участка должен будет не за полгода, как это происходит сейчас, а всего лишь за месяц. Если же компромисса в этом вопросе стороны не достигнут, то собственнику придется отстаивать свои интересы уже в суде. Такие новации предлагается внести, согласно поданному в парламент законопроекту.

Появление данной законодательной инициативы обусловлено решением одной из проблем, определенных в Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030 года. Ее разработка и одобрение связаны с внедрением евроинтеграционного курса и имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, ратифицированного 16 сентября 2014 года.

На сегодняшний день, если с собственником участка не достигается согласие о выкупе, то орган местной исполнительной власти на протяжении месяца обращается в апелляционный административный суд (первую инстанцию) по месту размещения объекта с иском о платном принудительном его отчуждении. Такие дела рассматриваются по правилам упрощенного искового производства на протяжении месяца.

Самое главное – такие решения не могут быть обжалованы, только, разве что, в Европейском суде по правам человека. А на это может уйти не один год.

Исходя из содержания поданного проекта видно, отмечают юристы, что предложенные изменения как раз и вызваны медлительностью решения вопроса изъятия участков в судебном порядке. Специфика споров и количество дел, которые рассматриваются административными судами, а также, недостаточное количество судей, оказывают существенное влияние, как на уровень доступности правосудия в Украине, так и на сроки рассмотрения дел.

Вместо задекларированных в Кодексе административного судопроизводства сроков рассмотрения таких дел в три месяца, на практике часто сталкиваемся со случаями, когда такие дела могут рассматриваться по году-полтора, - считают юристы. 
Кроме того, специалисты говорят, что в случае, если речь идет о стратегическом строительстве, например, о прокладке дорог или строительстве иной инфраструктуры – что не может ждать годами – то законопроект является весьма актуальным и может хотя бы частично решить все эти проблемы.

И это действительно так. Достаточно вспомнить строительство Подольско-Воскресенского моста, которое продолжается уже практически 30 лет. За это время, люди освоили некоторые участки, построили свои объекты недвижимости вокруг моста. Но, согласно проекту, мост фактически проходит по их участкам, поэтому приходится выкупать эти объекты, что не может не приводить к массовым конфликтам и искам в суды.

По мнению экспертов, нюансом в данной ситуации является то, что для строительства такой дороги может понадобиться не весь участок, а лишь его часть. И соответственно, компенсация, также, будет выплачиваться не за всю землю. Такое развитие событий приведет к массовому недовольству, поскольку по окончании строительства, уровень выхлопных газов и шума от автомобилей существенно повысится, и на таком участке нельзя уже будет спокойно жить и вести хозяйство.

В то же, время юристы отмечают и другую очень существенную деталь: законодательством не предусмотрен порядок и сроки выплаты компенсации, а это означает, что отсутствуют какие-либо гарантии того, что деньги вообще поступят владельцу земли.

Согласно этому, по сути, скандальному, законопроекту, на сумму компенсации, также, могут влиять:

  • целевое назначение;
  • рыночная и кадастровая стоимость земли;
  • стоимость оценки документов по снятию с регистрационного учета и постановки на учет;
  • стоимость объектов недвижимости на участке;
  • убытки, которые понес собственник после отчуждения.

Придется, также, обосновывать размер доходов, которые мог бы получить собственник, если бы имущество по-прежнему осталось в его собственности.

Стоимость земли и объекта недвижимости определяется их экспертной денежной оценкой, которая будет производиться за счет органа исполнительной власти, который и оценит такое отчуждение. Но, процедура оценки может нести коррупционные риски.

Эксперты могут, например, намеренно написать, что земля стоит 10 тыс. грн, хотя, на самом деле, ее стоимость будет не меньше $10 тыс. В таком случае, чтобы избежать судебных разбирательств, собственник земельного участка будет вынужден дать взятку. Поэтому, законопроект следует значительно доработать в части прозрачной и открытой процедуры оценки недвижимости.

Юристы, в этой связи, считают необходимым привести в пример и позаимствовать для Украины практику Швеции, где на государственном уровне обеспечен прозрачный процесс определения компенсации за изъятие земельного участка, в частности, определены методы оценки земельных участков.

Кроме того, в Швеции при определении компенсации, учитываются убытки, связанные с ухудшением окружающей среды, и введена стандартная надбавка в размере не менее 25% стоимости участка, что безусловно является положительным моментом для собственников земли.

Прочитано 1203 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: