Вторжение в Украину фейсбук посольства России в Болгарии сопровождал грубейшими выпадами в адрес ставшей официально недружественной Болгарии. Для начала болгарское руководство было названо "евроатлантическими прихвостнями", так как по его распоряжению на второй день войны прекратил вещание телеканал RT, а вскоре и "Спутник". Неделей позже посол РФ Элеонора Митрофанова в видеопоздравлении всем болгарам по поводу национального праздника - Дня освобождения от османского ига - сравнила русско-турецкую войну 1877-1878 гг., когда при решающем содействии русской армии Болгария была восстановлена на политической карте Европы, с нынешней войной Кремля против "нацистского киевского режима". Посол подчеркнула, что российская сторона руководствуется при этом "гуманистическими христианскими ценностями".
Такого глава Кабинета министров Кирил Петков, на этих днях отметивший сто дней своего правительства, уже не стерпел. Даже на официальной фотографии его лицо выражает степень его возмущения: вызвав посла на беседу, он предельно резко высказался по поводу такой аналогии, передает "Свобода слова".
"Нашу благодарность русскому народу за освобождение нельзя принизить путем сравнений с сегодняшней братоубийственной войной в Украине", - подчеркнул Петков.
Премьер-министр настаивал также на том, чтобы посольство Российской Федерации не вмешивалось во внутреннюю политику Болгарии.
Вынужденные извинения были принесены, но это ничего не изменило. Последней каплей стало интервью посла Митрофановой каналу "Россия 24", в котором она утверждала, что болгарский народ не поддерживает "ни риторику, ни действия своего правительства против России" и что это касается не только тех, кто пишет посольству о своей поддержке, но и "граждан этой страны в целом". Глава российской дипмиссии ведет себя в Болгарии как русский генерал-губернатор, заявил Атлантический совет Болгарии. В СМИ и общественных кругах стали раздаваться призывы о высылке Митрофановой.
Насчет "граждан в целом" посол, кстати, заблуждалась. В негативную сторону из-за военного вторжения в Украину изменили свое отношение к России 40% болгар, свидетельствуют данные исследования агентства Trend, проведенного в период с 5 по 12 марта. Только 16% считают, что российское вторжение оправданно, 61% придерживаются противоположного мнения. Ранее сообщалось, что если в 2020-2022 гг. положительную оценку Путину давали до 58% болгар, то за четыре первых дня войны, как показал опрос агентства Alpha Research, этот показатель снизился почти вдвое, до 32%, а отрицательные значения возросли более чем вдвое - с 20% до 48%.
Как раз перед телеинтервью Митрофановой Болгария объявила персонами нон грата и выслала десять российских дипломатов. Премьер-министр Петков, отступая от общепринятой практики, пояснил в разговоре с прессой, что ни одного случайного человека среди них не было: все эти люди, по его словам, оказались причастны к "управлению гибридными атаками". Одному из них, сказал премьер-минтстр, позволено задержаться в стране, поскольку его ребенок заканчивает здесь школу.
Сразу после этого Петкову пришлось еще раз сделать выговор российскому послу: "Неприемлемо, чтобы иностранный посол выступал от имени болгарского народа против болгарского правительства".
Неприемлемо, ответило посольство, чтобы чиновники вне независимости от ранга и должностного положения в какой бы то ни было форме публично критиковали посла Российской Федерации за оценки происходящих в государстве пребывания событий.
"Это противоречит духу Венской конвенции о дипломатических сношениях", - заявили в посольстве.
Но последняя реплика уже повисла в воздухе - за ее явной неуместностью. Вопрос о том, когда Элеонора Митрофанова покинет Болгарию, остается пока открытым.
Однако ее чрезмерная по дипломатическим меркам разговорчивость и склонность к резким политическим оценкам - в последнее время не исключение. "Заговариваются" и другие российские послы. Босния и Герцеговина имеет право решать, вступать ей в НАТО или нет, заявил неделю назад посол России в Боснии и Герцеговине Игорь Калабухов, и предупредил, что Москва оставляет за собой право реагировать на такую возможность.
"Если Босния и Герцеговина решит стать членом какого-либо альянса, это ее внутреннее дело. Наша реакция - другой вопрос. Пример Украины показывает, чего мы ожидаем. Если будет какая-то угроза, мы ответим", - сказал Калабухов в интервью телекомпании FTV.
"Будем реагировать, проанализировав стратегическую и геополитическую ситуацию", - добавил он.


