В «Повести временных лет» - летописи, составленным Нестором Летописцем, говорится, что в 945 году, когда киевские послы после заключения договора с византийским императором Романом вернулись в Киев в сопровождении греческой делегации, было совершено богослужение «в церкви Святаго Ильи, я же над ручаем. . се бо бе соборная церков, мнози бо беша Варязи хрестияны».
Согласно легенде, церковь Святого Ильи построена киевскими князьями Аскольдом и Диром. Он, будучи язычниками, предприняли поход на Константинополь, пытаясь захватить город. Защищаясь от врагов, горожане во главе с императором и патриархом обратились с молитвой к богу и опустили ризу Божией Матери в море.
Далее летописец повествует, что ниоткуда взявшаяся буря потопила много кораблей. Увидев такое чудо, князья Аскольд и Дир приняли крещение и вернувшись в Киев, построили церковь Святого Ильи.
Первой церковью построенной, вслед за крещением народа русского, был храм в честь святого Василия, который благоверный князь воздвиг в честь своего небесного покровителя. Местом был избран холм, на котором прежде по приказу Владимира по приходу его из Новгорода в Киев, возвышался Перун. На этом месте князь со своими приближенными некогда совершал языческие обряды. В непосредственной близости находился великокняжеский двор, так что Владимир лично в ней молился. Первоначальное сооружение было деревянным, но уже при жизни князя, перестроена из камня.
Другая великолепная каменная церковь в честь Божией Матери, заложенная в 989 году митрополитом Михаилом, недалеко от дворца, на том самом месте, где пролилась кровь первых мучеников варяга Феодора и сына его Иоанна была построена в течение семи лет греческими мастерами.
Освящение храма совершалось с особой торжественностью, вслед за обрядом был дан пир с обильным угощением для народа. Убогим раздавалась милостыня. После освящения великий князь в присутствии митрополита Леонтия и многочисленного народа произнес: «Даю церкви сей Святой Богородицы от имения моего и от град моих – десятую часть».
Таким образом, утвердилось название церкви - «Десятинная», по определенной на ее содержание десятой части княжеских доходов.
Десятинная церковь в XIX веке
Этот храм стал в Киеве кафедральным, клир состоял из херсонесского духовенства, настоятелем был поставлен Анастасий Корсунянин. По решению духовных властей, по примеру византийской церкви, где отмечались дни освящения знаменитейших храмов, решено было установить особый праздник и ежегодно отмечать его 11 или 12 мая. Это, можно сказать, был собственно первый официально установленный церковью праздник на Киевской Руси.
Далее, вскоре после освящения Десятинной церкви, Владимир был вынужден выступить из Киева на встречу наступавшему печенежскому войску. Князь намеревался оборонять, находившийся недалеко от столицы город Васильков. Но при столкновении с кочевниками обнаружилось неравенство в силах, русская дружина дрогнула. Владимир бежал и скрывался от преследователей под мостом.
Находясь в столь тяжелом положении, он взмолился, и дал обет Богу, построить церковь в честь Преображения Господня, т.к. описываемые события происходили как раз в этот праздник. Деревянная церковь явилось первой, т.н. «обыденной» церковью, освящение ее праздновалось восемь дней, и на Успение князь был уже в Киеве.
Преподобный Нестор и Иаков мних, сообщая о страстотерпцах Борисе и Глебе, упоминают церковь святого Василия в Вышгороде, где были положены мощи святых, - значит, построение ее относится ко времени жизни святого Владимира.