ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Особенности стиля древнеегипетской архитектуры

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

Архитектура Древнего Египта

За 3000-летнюю историю своего разви­тия — от плетеных хижин и вырытых в пес­ке ям-могил до грандиозных пирамид Древ­него царства и храмов-исполинов Нового царства — египетская архитектура пережила несколько периодов, из которых каждый имел свои признаки и отличительные черты. И вместе с тем для египетской архитектуры может быть в большей степени, чем для ар­хитектуры какой-либо иной страны, свойст­венно наличие общих признаков, характер­ных для всех периодов развития.

Один из этих признаков — монументаль­ность. Пирамида поражает и подавляет своей грандиозностью. Как отмечает совет­ский египтолог В. В. Павлов, «культ количественного коренится во всей природе Древнего Египта». Однако сами по себе размеры пирамиды не определяют еще це­ликом ее монументальности. Монументальность пирамиды выражается всеми особен­ностями ее архитектурной композиции: геометризмом формы, величественным спокой­ствием, лаконизмом, отсутствием декора. Гладкие полированные плиты известняка, покрывающие всю ее наружную поверх­ность, создают впечатление монолита иде­альной геометрической формы. Монумен­тальность, коренящаяся во всей природе египетского зодчества, в каждый отдельный период его истории находит иное воплоще­ние.

Монументальность храмов Нового цар­ства проявляется в грандиозности их размеров (площадь гипостильного зала Карнака составляет 5600 м2, высота колоссов Мемнона — 20 м), величественности про­порций, обязательном введении масштаба.

Деталь, повторяющая в меньшем разме­ре форму, доминирующую в сооружении, подчеркивает величину сооружения. Не­большая дверь между башнями пилонов акцентировала величину пилона. Статуя в человеческий рост, помещенная возле 20-метровых колоссов Рамсеса в Абу-Симбеле, подчеркивала его сверхчеловеческую сущность. Тысячи мелких фигурок поверженных врагов возвеличивали высившуюся над ними фигуру фараона-победителя.

Введение масштаба позволяло создать иллюзию грандиозности даже сравнительно небольших памятников: небольшие фигурки людей, помещенные между лапами сфин­ксов, ведущих к карнакскому храму, спо­собствовали зрительному увеличению их размеров.

Симметричность, выраженная в равно­мерном распределении массы по отношению к центральной оси в пирамиде и в тождест­венности граней в храме, воплотилась в размещении всех помещений на одной про­дольной оси: аллея сфинксов, доходящая до центрального входа, вход, главный неф ги­постильного зала, дверь, ведущая в святи­лище, наконец само святилище. При этом направление центральной оси подчеркива­лось особым архитектурным приемом: со­оружением специального карниза над дверью, расширением главного нефа, уве­личением высоты колонн.

Архитектура сооружения сливается с его декоративным убранством — с колоннами, имеющими капители в форме цветов и бу­тонов лотоса, папируса, пальмовых листьев, с расписными потолками в виде звездного неба, со статуями, стоящими во дворах, за­лах и святилищах, с рельефами, украшаю­щими пилоны и стены. Рельефы, покрываю­щие всю поверхность стен храма, состав­ляют его неотъемлемую часть. Они допол­няют архитектурный образ, раскрывают смысл. Египетский рельеф, плоскостной по своему характеру, сливается с плоскостью стены и еще больше подчеркивает ее монументальность.

Египетский художник умел использо­вать отдельную часть стены для создания композиции, согласованной с общим замы­слом сооружения. При этом он не ограничивался лишь требованиями эстетики. Стро­го установленная символика обусловливала выбор сюжета изображения и определяла его место в здании, подобно тому, как при­нятая схема расположения помещений дик­товала план сооружения, который подчи­нялся существующим правилам.

Основные правила построения, сложив­шиеся в глубокой древности, освященные ре­лигией и ставшие канонами, определили раз­витие египетской архитектуры, ее сущность.

Как показывают памятники, правила эти не были незыблемы на всем протяжении истории египетской архитектуры, они из­менялись по мере развития египетского общества, мировоззрения и искусства, но сущ­ность их, обусловленная спецификой египетского социального строя, сохранялась на всем протяжении истории Древнего Египта.

Источник:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 8357 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: