Обратимся теперь к следующему этапу развития строительной деятельности первобытного человека - верхнему (позднему) палеолиту.
Эта эпоха древнейшей истории человечества, если пользоваться традиционной ее периодизацией, состоит из трех периодов, включающих в себя культуры ориньякскую, солютрейскую и мадленскую.
Ранний период верхнего палеолита - ориньякский, как и мустьерский, охватывает промежуток времени примерно от 40 до 14 тыс. лет. В этот период впервые возникают и широко распространяются постоянные зимние общинные жилища как в виде больших землянок, так и в виде крупных наземных сооружений. Такие наземные жилища представляли собой, по преимуществу сооружения каркасного типа - шалаши, выполненные из прутьев, или шатрового типа, сделанные из жердей и имевшие конусообразную форму, а также полуземлянки, покрытые на два ската.
Климат этого времени, вначале холодный и сухой, постепенно, по мере отступания ледников, становится все более влажным и к концу верхнепалеолитического периода был сравнительно близким к современному.
К началу верхнего палеолита на смену неандертальцу приходит кроманьонец, человек нового типа, который по своим антропологическим данным не отличается от современных людей.
Обиталища этих людей, остатки их каменной индустрии, характеризующей основной род их занятий, в особенно большом количестве были найдены также во Франции в департаментах Дордони (пещера Ла-Комб, навес Бланшар, навес Дела-Рошетт) и Шаранте (стоянки Фонтешевад, Ла-Шез, Ла-Кина, навес Вашон, пещера Де-Руа).
Известны также стоянки людей периода ориньякской культуры, найденные в Испании, ФРГ, Чехословакии, СССР и других европейских странах, а также в Юго-Западной Азии - стоянки Кзар-Акил, Дже- бель Кафзех, Мугарель эль вад и др.
Эту раннюю пору верхнего палеолита, или период ориньякской и солютрейскойкультуры, в социальном отношении можно рассматривать как период становления раннеродового общества, которое характеризуется наличием экзогамии, матриархата, прочной оседлости, совершенствованием техники скола при изготовлении каменных орудий. Появляется первобытное реалистическое искусство: рисунок, живопись, горельеф, круглая скульптура. Затем, в позднюю пору верхнего палеолита (мадлеиская культура), широко распространяются украшения (различные браслеты и ожерелья) и различные предметы бытового инвентаря.
По сравнению с периодом мустьерской культуры орудия труда стали очень разнообразными, но важнейшими из них оставались резец и скребок; первый предназначался для обработки твердых, а второй - для обработки мягких материалов. Нуклеусы из дисковидных стали призматическими, т. е. правильно гранеными, а ножевидные пластинки, которые, будучи более крупными, раньше служили лишь материалом для изготовления различных орудий, теперь стали служить очень хорошими орудиями резания.
Для ранней поры верхнего палеолита характерны своей распространенностью грубоовальные в плане жилища, имеющие один очаг. Чаще всего такие сооружения представляют собой землянки; значительное количество их обнаружено в разных частях территории СССР. Подобные же полуземлянки и землянки были обнаружены в Гонцах (левобережная Украина), в ряде мест днепровского бассейна, близ Брянска (стоянки Елисеевичи и Юдиново) и в других местах.
Здесь нельзя не отметить, что большая заслуга в открытии, исследовании и описании палеолитических жилищ принадлежит советским археологам, которые поставили все эти исследования на подлинно научную основу.
Кроме указанных выше круглых и овальных жилищ в эпоху позднего палеолита существовали и удлиненные жилища, более значительные по своим размерам, чем первые. Они представляли собой как бы пристроенные одна к другой и соединенные друг с другом овальные землянки с несколькими очагами.
Остатки двух таких удлиненных жилищ были обнаружены А. Н. Рогачевым (1938) в нижнем культурном слое стоянки Костенки IV. Южное из этих жилищ имело 34, а северное 23 м длины; ширина обоих составляла 5,5 м, а пол был заглублен на 20-30 см. На полу каждого жилища по его продольной оси располагались очаги; в северном их было 9, а в южном - более 10. В этом жилище уже не было найдено скоплений крупных костей, которые могли бы указывать на использование их в качестве конструктивных элементов.
На территории СССР существовал еще один вид сооружений позднего палеолита, от которых остались жилые площадки размером 500-800 ж2. Они не были углублены в землю и, видимо, служили местом обитания целого рода. Подобные площадки, вероятно покрытые шалашом, имели в длину 35 и в ширину 16 м.
В эпоху позднего палеолита одновременно с указанными типами жилищ существовали и временные охотничьи лагери.
В самом конце этой эпохи, в периоды поздней солютрейской и мадленской культуры, постоянные жилища на современной территории СССР исчезли. Их место заняли сезонные стойбища, располагавшиеся по берегам рек, которые в следующее за поздним палеолитом время стали служить главным источником добывания средств к существованию.
На смену большим землянкам, полуземлянкам и наземным жилищам, имевшим стены с каркасом из костей крупных млекопитающих, пришли небольшие жилища типа современных летовок и шалашей.
Здесь нельзя не отметить, что поздний палеолит знаменателен не только тем, что в этот период окончательно изменился весь внешний облик наших далеких предков и появился определенный тип созданных ими жилищ, но и тем, что в это время возникла совершенно новая сфера человеческой деятельности - изобразительное искусство.
Ведущими сюжетами всего этого периода, включающего в себя ориньякское, солютрейское и мадленское искусство, были в рисунке и живописи изображения животных, а в скульптуре образ женщины-матери. Обильный материал, подтверждающий сказанное, собран археологами во всех, почти без исключения, странах мира.
Для искусства ориньякского периода характерны многочисленные изображения животных, обнаруженные в пещере Кастильо (Испания). Большинство их выполнено в виде линеарных силуэтов, нанесенных красной краской; два контурных рисунка лошадей выполнены тонкой гравировкой. Интересно гравированное изображение лошади в пещере Хорное де ла Пенья (Испания). К концу этого периода наблюдается умение точно схватить и передать не только основные очертания общей формы животного, но и его пропорции, а также характерные движения его тела.
К числу лучших статуэток этой эпохи, изображающих женское тело, с резко подчеркнутыми признаками пола, наряду с найденными в Виллендорфе (Нижняя Австрия) и некоторых других местах Европы, могут быть отнесены статуэтки из слоновой кости, найденные в Костенках и в селе Гагарино, Воронежской области.
Полихромная живопись достигла наибольшего расцвета в мадленский период, когда первобытный художник научился моделировать форму при помощи не только штриха, но и цвета. Прекрасные образцы такой первобытной реалистической живописи имеются в большом числе в пещерах Франции: Ла Мадлен, Фон де Гом, Ласко и др. и Испании: Кастильо, Альтамира, Хорное де ла Пенья.
Главным объектом изображения служили крупные млекопитающие и травоядные (мамонт, олень, бизон, лошадь), а также нередко и крупные хищники, повадки и образ действия которых не могли не быть в поле зрения первобытного художника-охотника. Но наступило время, когда равнины стали зарастать лесами и эти крупные животные (особенно мамонт) начали относительно быстро вымирать, а стада бизонов и диких лошадей сильно уменьшились.
Вместе с этим постепенно кануло в лету и связанное с их образами искусство, которое в связи с изменением объекта изображения теперь уже не могло столь активно служить целям познания и поэтому утратило остроту восприятия, а значит, и отображения действительности, о чем мы еще скажем особо.
Разумеется, это вовсе не значит, что был совершенно утрачен и весь опыт, накопленный людьми в овладении цветом, линией и формой. Он пригодился при создании украшений, связанных с предметами домашнего обихода, оружия, одежды, обуви и жилища.
Но это произошло не скоро.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970