ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Архитектура древнего мира. Зарождение зодчества. Часть 2.

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

alt

Обратимся теперь к следующему этапу развития строительной деятельности перво­бытного человека - верхнему (позднему) палеолиту.

Эта эпоха древнейшей истории челове­чества, если пользоваться традиционной ее периодизацией, состоит из трех периодов, включающих в себя культуры ориньякскую, солютрейскую и мадленскую.

Ранний период верхнего палеолита - ориньякский, как и мустьерский, охватыва­ет промежуток времени примерно от 40 до 14 тыс. лет. В этот период впервые возни­кают и широко распространяются посто­янные зимние общинные жилища как в ви­де больших землянок, так и в виде крупных наземных сооружений. Такие наземные жи­лища представляли собой, по преимуществу сооружения кар­касного типа - шалаши, выполненные из прутьев, или шатрового типа, сделанные из жердей и имевшие конусообразную форму, а также полуземлянки, покрытые на два ската.

Климат этого времени, вначале холод­ный и сухой, постепенно, по мере отступа­ния ледников, становится все более влаж­ным и к концу верхнепалеолитического пе­риода был сравнительно близким к совре­менному.

К началу верхнего палеолита на смену неандертальцу приходит кроманьонец, че­ловек нового типа, который по своим ан­тропологическим данным не отличается от современных людей.

Обиталища этих людей, остатки их ка­менной индустрии, характеризующей основ­ной род их занятий, в особенно большом количестве были найдены также во Фран­ции в департаментах Дордони (пещера Ла-Комб, навес Бланшар, навес Дела-Рошетт) и Шаранте (стоянки Фонтешевад, Ла-Шез, Ла-Кина, навес Вашон, пещера Де-Руа).

Известны также стоянки людей периода ориньякской культуры, найденные в Испа­нии, ФРГ, Чехословакии, СССР и других европейских странах, а также в Юго-За­падной Азии - стоянки Кзар-Акил, Дже- бель Кафзех, Мугарель эль вад и др.

Эту раннюю пору верхнего палеолита, или период ориньякской и солютрейскойкультуры, в социальном отношении можно рассматривать как период становления ран­неродового общества, которое характери­зуется наличием экзогамии, матриархата, прочной оседлости, совершенствованием тех­ники скола при изготовлении каменных ору­дий. Появляется первобытное реалистиче­ское искусство: рисунок, живопись, горель­еф, круглая скульптура. Затем, в позднюю пору верхнего палеолита (мадлеиская куль­тура), широко распространяются украше­ния (различные браслеты и ожерелья) и различные предметы бытового инвентаря.

По сравнению с периодом мустьерской культуры орудия труда стали очень разно­образными, но важнейшими из них остава­лись резец и скребок; первый предназна­чался для обработки твердых, а второй - для обработки мягких материалов. Нукле­усы из дисковидных стали призматически­ми, т. е. правильно гранеными, а ножевид­ные пластинки, которые, будучи более круп­ными, раньше служили лишь материалом для изготовления различных орудий, теперь стали служить очень хорошими орудиями резания.

Для ранней поры верхнего палеолита характерны своей распространенностью грубоовальные в плане жилища, имеющие один очаг. Чаще всего такие сооружения представляют собой землянки; значитель­ное количество их обнаружено в разных частях территории СССР. Подобные же полузем­лянки и землянки были обнаружены в Гон­цах (левобережная Украина), в ряде мест днепровского бассейна, близ Брянска (сто­янки Елисеевичи и Юдиново) и в других местах.

Здесь нельзя не отметить, что большая заслуга в открытии, исследовании и описа­нии палеолитических жилищ принадлежит советским археологам, которые поставили все эти исследования на подлинно научную основу.

Кроме указанных выше круглых и оваль­ных жилищ в эпоху позднего палеолита существовали и удлиненные жилища, более значительные по своим размерам, чем пер­вые. Они представляли собой как бы при­строенные одна к другой и соединенные друг с другом овальные землянки с не­сколькими очагами.

Остатки двух таких удлиненных жилищ были обнаружены А. Н. Рогачевым (1938) в нижнем культурном слое стоянки Ко­стенки IV. Южное из этих жилищ имело 34, а северное 23 м длины; ширина обоих составляла 5,5 м, а пол был заглублен на 20-30 см. На полу каждого жилища по его продольной оси располагались очаги; в северном их было 9, а в южном - более 10. В этом жилище уже не было най­дено скоплений крупных костей, которые  могли бы указывать на использование их в качестве конструктивных элементов.

На территории СССР существовал еще один вид сооружений позднего палеолита, от которых остались жилые площадки раз­мером 500-800 ж2. Они не были углубле­ны в землю и, видимо, служили местом обитания целого рода. Подобные площадки, вероятно покрытые шалашом, имели в длину 35 и в ширину 16 м.

В эпоху позднего палеолита одновре­менно с указанными типами жилищ сущест­вовали и временные охотничьи лагери.

В самом конце этой эпохи, в периоды поздней солютрейской и мадленской куль­туры, постоянные жилища на современной территории СССР исчезли. Их место заняли сезонные стойбища, располагавшиеся по бе­регам рек, которые в следующее за позд­ним палеолитом время стали служить глав­ным источником добывания средств к суще­ствованию.

На смену большим землянкам, полузем­лянкам и наземным жилищам, имевшим стены с каркасом из костей крупных мле­копитающих, пришли небольшие жилища типа современных летовок и шалашей.

Здесь нельзя не отметить, что поздний палеолит знаменателен не только тем, что в этот период окончательно изменился весь внешний облик наших далеких предков и появился определенный тип созданных ими жилищ, но и тем, что в это время возникла совершенно новая сфера человеческой дея­тельности - изобразительное искусство.

Ведущими сюжетами всего этого перио­да, включающего в себя ориньякское, солютрейское и мадленское искусство, были в рисунке и живописи изображения живот­ных, а в скульптуре образ женщины-матери.  Обильный мате­риал, подтверждающий сказанное, собран археологами во всех, почти без исключе­ния, странах мира.

Для искусства ориньякского периода ха­рактерны многочисленные изображения жи­вотных, обнаруженные в пещере Кастильо (Испания). Большинство их выполнено в виде линеарных силуэтов, нанесенных крас­ной краской; два контурных рисунка лоша­дей выполнены тонкой гравировкой. Инте­ресно гравированное изображение лошади в пещере Хорное де ла Пенья (Испания). К концу этого периода наблюдается умение точно схватить и передать не только основ­ные очертания общей формы животного, но и его пропорции, а также характерные дви­жения его тела.

К числу лучших статуэток этой эпохи, изображающих женское тело, с резко под­черкнутыми признаками пола, наряду с най­денными в Виллендорфе (Нижняя Австрия) и некоторых других местах Европы, могут быть отнесены статуэтки из слоновой кости, найденные в Костенках и в селе Гагарино, Воронежской области.

Полихромная живопись достигла наи­большего расцвета в мадленский период, когда первобытный художник научился мо­делировать форму при помощи не только штриха, но и цвета. Прекрасные образцы такой первобытной реалистической жи­вописи имеются в большом числе в пещерах Франции: Ла Мадлен, Фон де Гом, Ласко и др. и Испании: Кастильо, Альтамира, Хорное де ла Пенья.

alt

Главным объектом изображения слу­жили крупные млекопитающие и травояд­ные (мамонт, олень, бизон, лошадь), а так­же нередко и крупные хищники, повадки и образ действия которых не могли не быть в поле зрения первобытного художника-охотника. Но наступило время, когда равнины стали зарастать лесами и эти крупные животные (особенно мамонт) начали относительно быстро вымирать, а стада бизонов и диких лошадей сильно уменьшились.

Вместе с этим постепенно ка­нуло в лету и связанное с их образами искусство, которое в связи с изменением объекта изображения теперь уже не могло столь активно служить целям познания и поэтому утратило остроту восприятия, а зна­чит, и отображения действительности, о чем мы еще скажем особо.

Разумеется, это вовсе не значит, что был совершенно утрачен и весь опыт, накоплен­ный людьми в овладении цветом, линией и формой. Он пригодился при создании укра­шений, связанных с предметами домашнего обихода, оружия, одежды, обуви и жилища.

Но это произошло не скоро.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 4701 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: