Пирамида и заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета I были сооружены в Лиште. В большей своей части пирамида сложена из блоков, взятых из строений Древнего царства. От входа, находившегося на северном фасаде, к погребальной камере ведет длинный коридор, облицованный гранитом. После похорон коридор был забит гранитными плитами, затруднявшими доступ к гробнице фараона.
Расположенный к востоку от пирамиды погребальный храм плохо сохранился, и план его может быть восстановлен лишь частично. Храм с трех сторон был обнесен стеной. Пирамида не находилась в центре двора: восточные и западные части его шире, чем северные и южные. Возле пирамиды Аменемхета I были обнаружены плита с изображением ложной двери, покрытой надписями, и прекрасный, высеченный из гранита, жертвенный стол.
Пирамида фараона Сенусерта I в Лиште - наиболее сохранившаяся из царских усыпальниц XII династии. Ее высота 61 м, а длина стороны основания 107 м. На северной стороне пирамиды находится вход в погребальную шахту; он замаскирован стоящей здесь прямоугольной в плане молельней с плоским перекрытием.
Внутреннее помещение украшено рельефами с ритуальными сценами и ярким фризом, состоящим из плит с изображениями связок папируса синего, зеленого и красного цвета. Как явствует из надписи на заупокойной стеле строителя пирамиды и заупокойного храма Сенусерта I зодчего Мери, возле храма находилось озеро.
Пирамида Аменемхета III была сложена из известняка и облицована известняковыми плитами. От входа, расположенного на южной стороне, вниз вела лестница. Она приводила в прямоугольное помещение, вход в которое был перекрыт огромной плитой. От этого помещения отходили коридоры, каждый из которых был перегорожен плитой; это были ложные входы, так как ни один из них не сообщался с пирамидой. Третий коридор приводил в помещение, расположенное над погребальной камерой, к западу от центра пирамиды.
Отсюда к погребальной камере вел колодец, облицованный камнем. По колодцу в вырубленное в скале помещение был спущен огромный (1,83 x 2,44 x 6,7 м) блок желтого кварцита, в котором была высечена погребальная камера. Хотя строители пирамиды фараона Аменемхета III приложили много стараний, чтобы уберечь погребальную камеру, грабители, преодолев все препятствия, проникли внутрь камеры, разграбили сокровища и сожгли деревянный саркофаг фараона.
Заупокойный храм Аменемхета III примыкал к восточной стороне пирамиды. В настоящее время от него сохранилось немного, но, судя по описаниям греческих авторов, он был грандиозных размеров. Греки называли храм Лабиринтом. Название это происходит от тронного имени Аменемхета III - Нимаатра, в греческом произношении Лабира. Во II книге «Истории» Геродот писал: «Лабиринт превосходил самые пирамиды. Это двенадцать крытых зал, расположенных своими порталами один против другого и соединенных между собой в одно помещение; шесть зал обращены на север, шесть на юг. Снаружи они окружены общей стеной.
Покои в Лабиринте двоякого рода; одни подземные, другие на поверхности земли над первыми; всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Действительно, переходы через покои и извилистые повороты от одной залы до другой, исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли тысячи чудес, когда, бывало, переходишь из залы в покои, из покоев в коридоры, из коридоров в другие покои, из этих покоев в новые залы. К тому самому углу, где кончается Лабиринт, тесно примыкает пирамида в сорок сажен вышиною».
Здание Лабиринта было грандиозных размеров, его площадь равнялась 72 тыс. м2.
Гробницы вельмож времени фараона Ментухотепа I, построенные недалеко от погребального храма фараона в Дейр-эль-Бахри, по плану очень близки между собой: у подножия скалы сооружались ворота, за которыми находилась небольшая молельня со статуей покойного; перед ней совершались жертвоприношения. От ворот вверх вел крутой подъем, обрамленный кирпичными стенами.
Непосредственно перед входом в гробницу возводили иногда портик с колоннами, от него вел длинный коридор, в конце которого находился зал с нишей, где стояла другая статуя покойного. Рельефы и росписи покрывали стены портика, коридоров и зала. Под залом в скале вырубалась шахта, которая вела в погребальную камеру. Стены камеры облицовывались известняковыми плитами, покрытыми раскрашенными рельефами.
Гробницы рядовых номархов сооружались на территории их нома. Для периода Среднего царства характерен тип скальной гробницы. Хотя по плану все эти сооружения однотипны, но внутреннее оформление гробниц в различных областях неодинаково.
Гробницы номархов Среднего Египта отличались более тщательным выполнением: по сторонам входа в гробницу стояли колонны с каннелированными стволами, напоминающие «протодорические» полуколонны в храме пирамиды Джосера. Внутреннее помещение гробниц разделялось колоннами на длинные коридоры.
В скальных гробницах часто применялись колонны в виде пучка из четырех перевязанных стеблей лотоса, с капителями в форме цветов. Колонны и покрывавшие их иероглифы ярко окрашивались.
Росписи на стенах изображали, как и в Древнем царстве, различные эпизоды из жизни покойного: охоту, рыбную ловлю, земледельческие работы. Наряду с ними часто встречаются военные сюжеты, появившиеся в результате постоянных междуусоб ных войн в Египте в конце III - начале II тысячелетия до н. э.
Сочетание полихромных стенных росписей с пестрыми архитравами и яркими стволами колонн, увенчанными разноцветными капителями, придавали гробницам нарядный, красочный вид. Наибольшей известностью пользуются гробницы в Бени-Хасане, эль-Берше и Меире. У берега реки обычно сооружалась небольшая молельня, от которой к скальной гробнице вела дорога, заканчивавшаяся площадкой, обрамленной портиком с колоннами.
За ней шел центральный колонный зал, разделенный двумя рядами колонн на три нефа. Потолок зала, вырубленный в форме тройного свода, опиравшегося на архитравы, был расписан яркими геометрическими орнаментами. Из- за трудности работы в скалах боковые нефы делали ниже центрального.
В отличие от массивных гробниц Древнего царства с их замкнутым внешним объемом, в скальных гробницах Среднего царства обнаруживается интерес к разработке интерьера. Важное место здесь отводилось колонне, как в наружном, так и во внутреннем оформлении здания. Большую роль играли также росписи, наносившиеся либо на сглаженную поверхность стены, либо на слой стука, окрашенного в кремовый или серо-голубой цвет.
Для соблюдения точности рисунка поверхность стены делили на клетки. Сюжеты росписей были разнообразны: земледельческие работы, мастерские ремесленников, военные походы, штурм крепостей, игры, танцы, семейные группы, охота в пустыне и в нильских зарослях. Для росписей использовали естественные красители- уголь для черной краски, соединение меди для синей, окись железа для коричневой и красной. По сравнению с локальной окраской, применявшейся в росписях Древнего царства, в росписях Среднего чаще используются полутона.
Росписи сплошь заполняли всю поверхность стены по обеим сторонам двери, так же как это было в сооружениях Древнего царства. Фигура владельца гробницы была крупнее всех остальных, тело человека изображалось условно: при профильном положении головы и ног плечи и глаза изображались в фас.
Новшеством является расположение центральной композиции: она не строится рядами, а покрывает всю поверхность стены; усложняется передача движения, более естественными становятся жесты людей, жизненнее - позы животных.
В одной из гробниц Бени-Хасана изображен номарх в лодке, охотящейся с острогой на рыб в зарослях папируса, в которых гнездятся птицы разнообразных пород.
Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом.
Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее время сохранился один обелиск . Он построил также храм Осириса в Абидосе, подробно описанный в заупокойной стеле архитектора, руководившего строительством храма, начальника всех работ царя Ментухотепа: «Я вел работы в храме, построенном из аянского камня, я вел работы по священной ладье, я сделал... жертвенники из лазурита, бронзы, электра и серебра, медь была в изобилии без конца и бронза без границ, ожерелья из настоящего малахита, всякие украшения из драгоценных камней».
Вел Сенусерт строительство и в фиванском святилище - Карнаке. Реставрированная молельня этого фараона дает представление об египетском храме начала II тысячелетия до н. э. К прямоугольному в плане храму, стоящему на высоком цоколе, с двух сторон ведут лестницы. Храм окружен четырехгранными столбами, на которые опирается перекрытие, обрамленное вогнутым карнизом. Молельня Сенусерта производит цельное и гармоничное впечатление.
Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970