ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Древний Египет. Архитектура Среднего царства. Период VII-XVII династий (конец III тыс. до н.э.- XVII в. до н.э.) Часть 2

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

alt

Пирамида и заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета I были сооружены в Лиште. В большей своей части пи­рамида сложена из блоков, взятых из строе­ний Древнего царства. От входа, находив­шегося на северном фасаде, к погребальной камере ведет длинный коридор, облицован­ный гранитом. После похорон коридор был забит гранитными плитами, затруднявшими доступ к гробнице фараона.

Расположенный к востоку от пирамиды погребальный храм плохо сохранился, и план его может быть восстановлен лишь частично. Храм с трех сторон был обнесен стеной. Пирамида не находилась в центре двора: восточные и западные части его шире, чем северные и южные. Возле пира­миды Аменемхета I были обнаружены пли­та с изображением ложной двери, покрытой надписями, и прекрасный, высеченный из гранита, жертвенный стол.

Пирамида фараона Сенусерта I в Лиште - наиболее сохранившаяся из царских усыпальниц XII династии. Ее высота 61 м, а длина стороны основания 107 м. На се­верной стороне пирамиды находится вход в погребальную шахту; он замаскирован стоящей здесь прямоугольной в плане мо­лельней с плоским перекрытием.

Внутреннее помещение украшено рельефами с ритуальными сце­нами и ярким фризом, состоящим из плит с изображениями связок папируса синего, зеленого и красного цвета. Как явствует из надписи на заупокойной стеле строителя пирамиды и заупокойного храма Сену­серта I зодчего Мери, возле храма нахо­дилось озеро.

Пирамида Аменемхета III была сложена из известняка и облицована известняковыми плитами. От входа, расположенного на южной стороне, вниз вела лестница. Она приводила в прямоугольное помещение, вход в которое был перекрыт огромной плитой. От этого помещения отхо­дили коридоры, каждый из которых был перегорожен плитой; это были ложные вхо­ды, так как ни один из них не сообщался с пирамидой. Третий коридор приводил в помещение, расположенное над погребаль­ной камерой, к западу от центра пирамиды.

alt

Отсюда к погребальной камере вел колодец, облицованный камнем. По колодцу в вы­рубленное в скале помещение был спущен огромный (1,83 x 2,44 x 6,7 м) блок желтого кварцита, в котором была высечена погре­бальная камера. Хотя строители пирамиды фараона Аменемхета III приложили много стараний, чтобы уберечь погребальную камеру, грабители, преодолев все препятствия, проникли внутрь камеры, разграбили сокро­вища и сожгли деревянный саркофаг фа­раона.

Заупокойный храм Аменемхета III при­мыкал к восточной стороне пирамиды. В на­стоящее время от него сохранилось немного, но, судя по описаниям греческих авторов, он был грандиозных размеров. Греки назы­вали храм Лабиринтом. Название это происходит от тронного имени Аменемхе­та III - Нимаатра, в греческом произноше­нии Лабира. Во II книге «Истории» Геро­дот писал: «Лабиринт превосходил самые пирамиды. Это двенадцать крытых зал, рас­положенных своими порталами один против другого и соединенных между собой в одно помещение; шесть зал обращены на север, шесть на юг. Снаружи они окружены об­щей стеной.

Покои в Лабиринте двоякого рода; одни подземные, другие на поверх­ности земли над первыми; всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой поло­вине. Действительно, переходы через покои и извилистые повороты от одной залы до другой, исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли тысячи чудес, когда, бывало, переходишь из залы в покои, из покоев в коридоры, из коридоров в дру­гие покои, из этих покоев в новые залы. К тому самому углу, где кончается Лабиринт, тесно примыкает пирамида в сорок сажен выши­ною».

Здание Лабиринта было грандиозных размеров, его площадь равня­лась 72 тыс. м2.

Гробницы вельмож времени фараона Ментухотепа I, построенные недалеко от погребального храма фараона в Дейр-эль-Бахри, по плану очень близки между со­бой: у подножия скалы сооружались во­рота, за которыми находилась небольшая молельня со статуей покойного; перед ней совершались жертвоприношения. От ворот вверх вел крутой подъем, обрамленный кирпичными стенами.

Непосредственно пе­ред входом в гробницу возводили иногда портик с колоннами, от него вел длинный коридор, в конце которого находился зал с нишей, где стояла другая статуя покой­ного. Рельефы и росписи покрывали стены портика, коридоров и зала. Под залом в скале вырубалась шахта, которая вела в погребальную камеру. Стены камеры облицовывались известняковыми плитами, покрытыми раскрашенными рельефами.

Гробницы рядовых номархов сооружа­лись на территории их нома. Для периода Среднего царства характерен тип скальной гробницы. Хотя по плану все эти сооружения однотипны, но внутреннее оформление гробниц в различных областях неодинаково.

Гробницы номархов Среднего Египта отличались более тщательным выполне­нием: по сторонам входа в гробницу стояли колонны с каннелированными стволами, напоминающие «протодорические» полуко­лонны в храме пирамиды Джосера. Вну­треннее помещение гробниц разделялось колоннами на длинные коридоры.

В скальных гробницах часто применя­лись колонны в виде пучка из четырех пере­вязанных стеблей лотоса, с капителями в форме цветов. Колонны и покрывавшие их иероглифы ярко окрашивались.

Росписи на стенах изображали, как и в Древнем царстве, различные эпизоды из жизни покойного: охоту, рыбную ловлю, земледельческие работы. Наряду с ними часто встречаются военные сюжеты, появив­шиеся в результате постоянных междуусоб ных войн в Египте в конце III - начале II тысячелетия до н. э.

Сочетание полихромных стенных роспи­сей с пестрыми архитравами и яркими стволами колонн, увенчанными разноцветными капителями, придавали гробницам наряд­ный, красочный вид. Наибольшей известно­стью пользуются гробницы в Бени-Хасане, эль-Берше и Меире. У берега реки обычно сооружалась небольшая молельня, от которой к скальной гробнице вела до­рога, заканчивавшаяся площадкой, обрам­ленной портиком с колоннами.

За ней шел центральный колонный зал, разделенный двумя рядами колонн на три нефа. Потолок зала, вырубленный в форме тройного свода, опиравшегося на архитравы, был расписан яркими геометрическими орнаментами. Из- за трудности работы в скалах боковые нефы делали ниже центрального.

В отличие от массивных гробниц Древ­него царства с их замкнутым внешним объ­емом, в скальных гробницах Среднего цар­ства обнаруживается интерес к разработке интерьера. Важное место здесь отводилось колонне, как в наружном, так и во внутрен­нем оформлении здания. Большую роль играли также росписи, наносившиеся либо на сглаженную поверхность стены, либо на слой стука, окрашенного в кремовый или серо-голубой цвет.

Для соблюдения точ­ности рисунка поверхность стены делили на клетки. Сюжеты росписей были разнообразны: земледельческие работы, мастерские ремесленников, военные походы, штурм кре­постей, игры, танцы, семейные группы, охота в пустыне и в нильских зарослях. Для росписей использовали естественные краси­тели- уголь для черной краски, соедине­ние меди для синей, окись железа для ко­ричневой и красной. По сравнению с ло­кальной окраской, применявшейся в роспи­сях Древнего царства, в росписях Среднего чаще используются полутона.

Росписи сплошь заполняли всю поверх­ность стены по обеим сторонам двери, так же как это было в сооружениях Древнего царства. Фигура владельца гробницы была крупнее всех остальных, тело человека изоб­ражалось условно: при профильном поло­жении головы и ног плечи и глаза изобра­жались в фас.

Новшеством является расположение центральной композиции: она не строится рядами, а покрывает всю поверхность стены; усложняется передача движения, более естественными становятся жесты лю­дей, жизненнее - позы животных.

В одной из гробниц Бени-Хасана изоб­ражен номарх в лодке, охотящейся с остро­гой на рыб в зарослях папируса, в которых гнездятся птицы разнообразных пород.

Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом.

Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее вре­мя сохранился один обелиск . Он построил также храм Осириса в Абидосе, подробно описанный в заупокойной стеле архитектора, руководившего строительством храма, начальника всех работ царя Ментухотепа: «Я вел работы в храме, построен­ном из аянского камня, я вел работы по священной ладье, я сделал... жертвенники из лазурита, бронзы, электра и серебра, медь была в изобилии без конца и бронза без границ, ожерелья из настоящего мала­хита, всякие украшения из драгоценных камней».

Вел Сенусерт строительство и в фиван­ском святилище - Карнаке. Реставрирован­ная молельня этого фараона дает представ­ление об египетском храме начала II тыся­челетия до н. э.  К прямоуголь­ному в плане храму, стоящему на высоком цоколе, с двух сторон ведут лестницы. Храм окружен четырехгранными столбами, на ко­торые опирается перекрытие, обрамленное вогнутым карнизом. Молельня Сенусерта производит цельное и гармоничное впечат­ление.

Архитекторы Среднего царства не воз­двигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработ­кой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении зда­ния. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.

­

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

 

 

Прочитано 2203 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: