Каждый из нас, любящий искусство, желал бы, чтоб оно приняло в нашем отечестве, совершенно национальный характер, по крайней мере,в церквах.
Первые понятия об искусстве, как известно каждому, появились у нас с первыми понятиями христианской веры. Явившись первым, христианское искусство глубоко вкоренилось в народ.
Византийцы научили нас искусству строить и украшать церкви. Искусство это слишком прекрасно, чтобы быть забытым и выйти из употребления.
В эпохах упадка и возрождения искусства,вследствие разных исторических влияний,ни один из появившихся стилей не может быть предпочтен первому; хотя мы находим красивые мотивы и детали в некоторых церквах XIV до XVIII века, но их недостаточно для полного восстановления национальной школы.
Предлагаемое издание - это только небольшой сборник орнаментальных деталей, могущих служить дополнением к более серьезному изучению византийской архитектуры, живописи и мозаики, которое можно почерпнуть из многочисленных французских и немецких изданий.
Византийское искусство применяется, как к самым величественным зданиям, так и к самым скромным и простым, - оно исполнено грациии живописности. Никакой другой стиль не соответствует столько церковному, по своей простотеи изящности; он столько же декоративен, как и исполнен христианского величия.
Искусство это немало встретит противников, которые будуть видеть в нем только наивность мысли и неправильность рисунка.
В наше время перспектива, пропорции тила, правильность освещения вполне доступны всем, и дело не в возвращении к невежеству, но было бы ошибочно со стороны художника пренебрегать простотой и величием, глубоким и искренним чувством, которыми исполнены эти первобытные произведения.
Тот, кто поймет это призвание, несомненно возбудит сочувствие простого, как и образованного человека с просвещенным вкусом.
Князь Гр. Гр. Гагарин