В конце прошлого года по инициативе парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства, поддержанной еще пятью парламентскими комитетами, Верховная Рада Украины приняла в первом чтении два очень важных законопроекта: № 1313 “О внедрении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации” и № 1409 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (касающихся внедрения новых инвестиционных возможностей, гарантирования прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации”.
В подготовке указанных законопроектов активное участие принимали украинские и международные общественные и финансовые организации: ассоциация “Инновационное развитие Украины”, агентство международного развития США, Европейский банк реконструкции и развития и др.
В настоящее время эти два взаимосвязанных законопроекта подготовлены ко второму чтению. В случае их принятия в Украине впервые будет создан реальный финансово-экономический механизм, благодаря которому может быть развернута массовая термомодернизация существующих зданий бюджетных организаций (школ, больниц, детских учреждений, админзданий и т.п.).
Суть предлагаемых нововведений заключается в создании правовых основ привлечения к работе по повышению энергоэффективности зданий негосударственных инвесторов на основе энергосервисных договоров. В связи с чем, определен порядок проведения торгов на закупку энергосервисных услуг, содержание энергосервисного договора, срок на который он заключается, обязанности сторон и пр. Главным же достоинством новых законопроектов является законодательное закрепление порядка возврата вложенных инвестиций за счет полученной экономии энергоресурсов после завершения термомодернизационных мероприятий. Благодаря чему создаются условия, способствующие заинтересованности частных инвесторов к вложению инвестиций в повышение энергоэффективности зданий бюджетных организаций. Как показывает опыт других стран, где активно работают энергосервисные организации, таким путем можно успешно решать проблемы повышения энергоэффективности существующих зданий.
Читайте также: «Энергоэффективность требует совокупности действий»
Вопрос термомодернизации существующих бюджетных зданий в нашей стране стоит очень остро. В этом секторе перерасходуется значительное количество энергоресурсов и сокращение их потребления хотя бы на 30%, что вполне реально осуществить за счет термомодернизационных мероприятий, позволило бы сэкономить для государства около 1 млрд. куб. м газа в год. Вместе с тем для повышения энергоэффективности около 100 тыс. бюджетных зданий потребуется несколько сотен миллиардов гривен, которых практически нереально выделить за счет государственного бюджета. В таких условиях привлечение частных инвестиций в эту сферу является единственным решением, способным справиться с имеющимися проблемами в энергоэффективности зданий бюджетных организаций. При этом очень важно, чтобы предложенный порядок компенсации затрат инвесторов работал четко и без каких либо неожиданных сбоев.
Важность этого обусловлена тем, что при успешной реализации большинства положений рассматриваемых законопроектов, касающихся бюджетных зданий, в будущем они могут быть успешно применены при еще более масштабной работе по термомодернизации существующего жилого фонда. Объем предстоящей в этом направлении работы на много превышает то, что необходимо сделать по повышению энергоэффективности бюджетных зданий. Сегодня количество многоквартирных домов в Украине превышает несколько млн. зданий, при этом 75% из них построены до 1990 года и требуют незамедлительной термомодернизации и капитального ремонта. По оценкам специалистов на это потребуется более 1 триллиона гривен. Изыскать такие средства не сможет ни государство, ни население. Выходом может быть привлечение частных инвестиций на условиях энергосервисных контрактов с последующим возвратом вложенных средств за счет полученной экономии энергоресурсов после реализации термомодернизационных мероприятий.
По такой схеме в 2010-11 гг. был выполнен проект термомодернизации 144-квартирного жилого дома ОСМД “Бином” в г. Луцке. Энергосервисный договор был заключен объединением совладельцев с компанией “Луцкие коммунальные системы”. Согласно договору компания за свои средства проводит термомодернизацию здания и на протяжении 10 лет после этого за счет получаемой экономии энергоресурсов возвращает вложенные средства и небольшую прибыль. При этом квартировладельцы, не вкладывая ни копейки в термомодернизацию своей собственности, коммунальные услуги в этот период оплачивают по общегородским тарифам с 10-процентной скидкой. Термомодернизация здания включала утепление фасадов, замену окон в местах общего пользования на энергоэффективные, установку индивидуального теплового пункта с погодным регулированием, проведение балансировки системы отопления. Всего на эти работы было израсходовано около 2 млн. грн. Выполненный комплекс работ позволил на половину сократить энергопотребление здания, что подтверждено в ходе эксплуатации здания в последующий период.
К сожалению, пока это единичный пример, не получивший широкого развития. И причина, скорее всего в том, что отсутствует законодательно-правовая база подобной деятельности, гарантировавшая частному инвестору возврат вложенных им средств в работу по повышению энергоэффективности жилых зданий.
На пороге масштабной термомодернизации существующих зданий необходимо провести и значительную работу по созданию и совершенствованию деятельности сопутствующих организационных структур. Прежде всего, это касается энергоаудиторских и энергосервисных компаний. Учитывая предстоящий объем работы их сегодняшнее количество явно недостаточно. Следует также заняться повышением качества их работы, профессионализма работников и подготовкой квалифицированных кадров для работы в подобных структурах. Безусловно, при успешной реализации новых законодательных актов будут созданы привлекательные экономические условия и серьезные предпосылки для увеличения числа подобных организаций.
Аналогичная ситуация должна сложиться и на рынке строительно-монтажных организаций, занимающихся работами по повышению энергоэффективности зданий. Их число также должно возрасти в соответствии с возрастающим объемом термомодернизационных работ. При этом деятельность таких организаций должна базироваться на самых современных энергосберегающих технологиях, высокой квалификации персонала, повышенной ответственности за качество и сроки выполнения работ.
То же самое следует ожидать и в сфере производства энергоэффективных материалов и оборудования, необходимых для осуществления термомодернизации зданий. Масштабная работа по повышению энергоэффективности зданий потребует создания новых отечественных производств по их выпуску, будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в эту сферу и в конечном итоге росту занятости в стране и увеличению рабочих мест. В планах развития многих зарубежных компаний, которые сегодня поставляют энергоэффективное оборудование и материалы в нашу страну, были проекты создания в Украине филиалов своих производств. Однако реализация их была приостановлена из-за медленных темпов термомодернизации в нашей стране. Ускорение этих темпов будет способствовать возвращению к подобным проектам, что даст возможность стране получить десятки новых высокотехнологичных производств по выпуску энергоэффективных материалов и оборудования.
В заключении хотелось бы отметить, что принятие новых законодательных актов, безусловно, станет серьезным шагом нашей страны в преодолении зависимости от поставок импортных энергоносителей. Но это лишь первый шаг. И от того насколько он будет успешным зависит когда мы сделаем второй, более важный, шаг – начало массовой термомодернизации существующего жилого фонда. Хотелось бы пожелать нашим законодателям не останавливаться в этом движении.
Александр Горбатовский, эксперт компании «Данфосс ТОВ», лауреат государственной премии Украины по науке и технике, заслуженный строитель Украины