ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Середа, 24 червня 2015 12:10

Как новая технология BIM-проектирования не дает воровать строителям

Автор
Оцініть матеріал!
(0 голосів)
BIM (Building Information Modeling — информационное моделирование зданий) — технология, которая уже достаточно хорошо известна специалистам в области компьютерного проектирования, но до недавнего времени она использовалась в основном для строительства зданий.

Однако, возможности BIM при проектировании транспортной и инженерной инфраструктуры также очень велики.

Как показывает практика, BIM позволяет на 20% сократить сроки проектирования, на 30% снизить стоимость строительства и на 5-10% уменьшить стоимость эксплуатации объекта.

Неудивительно, что наши «заклятые друзья» - Департамент градостроительной политики Москвы уже продекларировал решимость заняться внедрением технологии информационного моделирования буквально на всех стадиях столичного строительства.

Многие думают, что это объемное проектирование в формате 3D. Отчасти, это так. Но этим технология отнюдь не ограничивается. BIM - это не программа, как думают некоторые, вернее, это не только программа. Это - процесс создания и управления информацией об объекте строительства на всех стадиях жизненного цикла. 

BIM помогает сконцентрировать всю информацию в одном месте, начиная с параметров конструкций и заканчивая маркой бетона, из которого они сделаны. Причем доступ к этой информационной модели имеют все, кто задействован на проекте. И вносимые в проект изменения тоже видят все. 

Уже общеизвестное преимущество BIM: эта технология не только сокращает время проектирования, но и практически исключает ошибки. На BIM-модели сразу видны все коллизии, которые возникают в местах пересечения коммуникаций, отображаются конструкционные накладки. Чтобы внести изменения в проект, не нужно корпеть над чертежами, все переделывать. Порой, достаточно нескольких часов. 

Чем же могут быть полезны BIM-технологии в дорожном и транспортном строительстве? Оказывается, очень многим! На первый взгляд, кажется, что как строительный объект дорога намного проще здания. Но, это только на первый взгляд. У транспортных объектов есть своя специфика: они линейные, протяженные — в отличие от того же жилого дома, который проектируется поэтажно и посекционно. 

Нужно иметь в виду, что BIM по-разному развивается с точки зрения зданий и линейных объектов. Если при строительстве дома главное - правильно «разрулить» те коллизии, которые возникают внутри объекта (а их могут быть сотни), то при проектировании дороги важно грамотно «заложить» в проект данные геодезии - тот рельеф, по которому пройдет дорожное полотно. И если вы ошиблись, предусмотрев в качестве «подложки» гранит, а на самом деле в этом месте песок, то даже страшно подумать, что может случиться на этом участке. Как раз именно из-за ошибок в трассировке (маршруте) дороги чаще всего и возникают срывы сроков и изменение стоимости. Так вот, BIM может помочь избежать этих ошибок. 

Например, координатор BIM-программ по Азиатско-Тихоокеанскому региону Брэд Карсон рассказал украинскому он-лайн журналу о строительстве ProfiDom.com.ua, что BIM-проектирование  внедряется, в основном, для реализации крупных инфраструктурных проектов: вокзалов, больших транспортных развязок, портов. Такие проекты требуют высокой точности и «укладывания» в смету. Информационное моделирование позволяет успешно решить все эти задачи. 

Хотя BIM — безусловно, веление времени, процесс внедрения этой технологии проходит не всегда удачно, что признают и сами разработчики. Неплохой призыв к проектировщикам, в этой связи: «Деньги кончились — пора начинать думать!». Именно в кризис, когда нужно экономить, и наступает время, когда следует «включать голову», удешевлять процесс, работать на перспективу. 

Другая сложность – наше отечественное строительство, с его специфическими проблемами, практически не созрело для такой революционной технологии. Нашему подрядчику просто невыгодна та прозрачность, которую дает эта технология проектирования. В «невнятном» проекте легче увеличить расходы по смете, приписать какие-то ненужные операции, материалы, которые потом не пригодятся. А в BIM все эти фокусы не проходят. Там очень хорошо видно: что и где нужно сделать, и главное, сколько это будет стоить. А такая прозрачность проекта, как вы понимаете, удобна, далеко, не всем.

Кроме того, у нас часто возникает разрыв между проектной и рабочей документацией, причем порой — разрыв непреодолимый. То, что «наваял» проектировщик, в корне перерабатывается подрядчиком и затем заново утверждается. И в этой ситуации «разрыва» людям кажется, что проектирование c применением BIM-технологий экономически себя не оправдывает. 

 Сложность внедрения технологий информационного моделирования заключается даже не в неумении и не в дороговизне, а в необходимости изменения мышления, корпоративной культуры, сошлись во мнении участники конгресса. Люди обычно не хотят меняться. Они привыкли работать так, как работают. 

В этом смысле, Украина похожа на США и Великобританию. У нас уже сложились свои традиции и технологии, и мы не хотим ничего менять. Но, посмотрите на Китай, где еще не успели сложиться незыблемые каноны проектирования. Сегодня китайский студент, поступая в строительный или архитектурный вуз, сразу изучает BIM-проектирование. Он не представляет себе другой технологии. Мало того, он просто не умеет работать по-старому. 

Неэффективность проектирования создает большие риски для строительства, это бесспорный факт. Но Украина просто не может себе позволить эти риски. Она не может себе позволить быть неэффективной. Особенно сейчас. 

Значит, вперед, за знаниями в области прорывных BIM-технологий! 

Измаил Заславский

Прочитано 3861 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: