Например, строится трасса республиканского значения, скажем Киев-Чернигов. Есть проект, расчеты, сметы и т.п. Но, при строительстве крадут, всего-то 20 см, т.е заужают при строительстве полотно по 10 см с каждой стороны и получают огромную «экономию».
Есть примеры более примитивные, но никому в голову не приходит обратить на это внимание: увеличить в проекте длину дороги. То есть, скажем расстояние между пунктами А и Б – 100 км, а проектируется дорога и смета рассчитывается под 120 км. И километровые столбы также ставят чаще, чтобы получилось 120 км. И все – деньги в карман»!
Еще один пример - рытье котлована. Рассчитывается смета на бригаду рабочих на 2 недели. Выделяются деньги - все прекрасно. На самом деле, котлован за 2 часа выроет экскаватор, оператору которого дают, например 10 бутылок водки. Точка!
Идем дальше – кипит строительство дороги. Издалека (по документам за 100 км) возят песок из карьера. На самом деле, карьер находится, максимум в 10 километрах. Результат – тонны бензина, солярки и денег «сэкономлены» и падают в карманы.
«Недовложения» стройматериалов. Кто будет проверять, сколько щебня привез самосвал – в день приходит сотня машин. Главное, по документам все чисто.
Некоторые эксперты считают, что средняя стоимость дорог, которые строятся сейчас в Украине, достигает 15 млн долларов за километр. Для сравнения: в Германии — 12 млн, в Бразилии – 3,6 млн, в Китае – 3 млн долларов. И это, - без учёта практически, ежегодного ремонта, просто, нигде в мире дороги каждый год не ремонтируют. Например, в Великобритании ремонт вообще проводят раз в 15 лет.
Кстати, интересный «мировой рекорд» по стоимости дорог установили в России: 48-километровая трасса, сооружённая в Сочи к зимней Олимпиаде, обошлась в рекордные 7,5 млрд долларов, или 156 млн долларов за километр. Журналисты подсчитали, что за эти деньги вместо асфальта её можно было бы вымостить чёрной икрой.