Время - удивительная категория. Оно зарождает новое, способствует его процветанию, сводит на «нет» все усилия и … возрождает его на обломках прошлого. Мы его часто не замечаем, не ценим, не умеем с ним обращаться и только оглянувшись назад можем оценить все наши достижения и просчеты. Большое всегда видится и осознается на расстоянии. Наше «сегодня» мы можем оценить только тогда, когда оно станет «завтра», но при этом не надо забывать, что и наше «завтра» формируется нашим «сегодня».
Историю создания «Киевпроекта» на базе трех отдельных мастерских нельзя рассматривать отдельно от создания всего проектного дела в Советском Союзе. Истоки которого идут в начало 30-х годов прошлого столетия, когда, для реализации государственного плана по развитию промышленности, в СССР был приглашен Альберт Канн (на то время лучший архитектор у промышленника Г. Форда) и с ним еще 18 архитекторов. Для их успешной работы был создан институт, в котором трудилось более 2000 человек, и трудом которых были запроектированы большинство промышленных объектов предвоенного периода в СССР. Именно государственный заказ стал источником формирования комплексных и крупных проектных подразделений. А успешная их работа поставила эти подразделения в качестве образца подражания.
В 1934 году столицу УССР переводят из Харькова в Киев. Ставится задача преобразовать небольшой провинциальный город к столичным функциям. Три года работы отдельных проектных мастерских не дают ощутимого результата. И тогда, по всей видимости, приходит понимание комплексного подхода к решения данной задачи. И создается организация, позволяющая комплексно увязать градостроительные вопросы с объемным проектированием - Киевгорпроект, правопреемником которой, в дальнейшем, и стал «Киевпроект».
Война прервала все планы и превратила центральную часть города в руины. Перед властью стоят три основных задачи: восстановление разрушений, создание пространства города нового статуса –столицы республики страны победившей врага, и проблема обеспечения жильем населения города. Для реализации этих планов в 1944г. создаются Государственные архитектурные мастерские. которые фактически продолжают деятельность своего предшественника и в 1951г получают свое новое название – институт «Киевпроект».
Именно в его стенах были разработаны три генеральных плана города (1947, 1966, 1986), реализация которых сыграла значительную роль в создании неповторимости и самобытности Киева.
Здесь разработан и новый генеральный план Киева (2002), который определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории города на период до 2020 году. Разработаны проекты застройки практически всех жилых районов города, ансамбли его центральных магистралей: Крещатика, ул. Красноармейской, Горького-Боженко и площадей Победы, Славы, Независимости. По его проектам построены крупные общественные сооружения: корпуса Государственного университета, Украинский Дом, АСК телевидения, гостиницы «Украина», «Национальная», «Крещатик» и др., Киевская Торговая промышленная палата и сооружения посольств иностранных государств, Дворец Пионеров и Детская академия искусств, здание Конституционного суда, Бессарабский квартал и Южный терминал ж.д. вокзала, кинотеатры и офисные дома, торговые центры, а также многоэтажные и высотные (34-этажные) жилые дома (почти 87% всего жилищного фонда города).
Объекты инженерной инфраструктуры города, рожденные в «Киевпроекте»: водопроводы и канализационные коллекторы, насосные станции, очистные сооружения, артезианские скважины, тепловые магистрали и котельные, - обеспечивают жизнеспособность города. Значителен вклад института в формирование дорожно-транспортной структуры Киева. Улично-дорожная сеть, длина которой составляет свыше 1500 км улиц и дорог, свыше 50 транспортных развязок в различных уровнях, 244 подземных пешеходных переходов, около 400 км троллейбусных и свыше 250 км трамвайных линий (в однолинейном вычислении), родилась именно в его стенах.
За все годы своего существования эта организация не раз меняла свое название, численность сотрудников (от 100 до2500чел.) и структуру, но никогда не изменяла сферу своей деятельности – создавать комфортную среду для жизнедеятельности человека и функционирования города.
Пространство – искусственно созданный объем для проведения (организации) определенной функции жизнедеятельности. Архитектор всегда работает только с пространством, и оно есть результат его деятельности.
Все эти годы архитектурой Киева, - организацией пространства города, его улиц, районов и большинства зданий, - занимался ««Киевпроект»». По сути, это срок целой человеческой жизни. Сменялись поколения людей, благодаря творческому труду которых мы можем гордиться нашим городом. И если действительно «большое видится на расстоянии», то сегодня мы можем сказать, что «Киевпроект» создал три великих пространства: пространство города, пространство главной улицы города, пространство главной площади города.
Именно, в «Киевпроекте», еще в 50-те годы, родилась идея - развития города путем освоения поймы Днепра, где строительство осуществлялось на намывных территориях. Это позволило расположить жилье в условиях наиболее благоприятного микроклимата, приблизить киевлян к зоне отдыха. Так родились Русановка, Березняки, а потом Оболонь и Троещина, Позняки и Осокорки.
Благодаря этому, городская застройка приблизилась к Днепру, а наша гордость – Днепр - стал главной осью пространственной композиции города. А сама пространственная структура города обрела благодаря архитекторам и инженерам уникальную организацию градостроительного пространства (центральное зеленое ядро - зона отдыха, окруженное селитебной территорией). Об этом всегда мечтали утописты прошлого (Томас Мор, Томазо Кампанелла и др) рисуя свои «города солнца». И именно это решение позволило компактно размесить жилье. Только существующий жилой фонд города вырос почти в 13 раз с 3,9 млн. кв.м. жилой площади до 50 млн.м2 жилой площади.
Уникальную пространственную структуру с четким функциональным зонированием получила и главная улица города – Крещатик (40га из 63га территории которого было разрушено). Расширилась проезжая часть (52м против 32м,), появился бульвар шириною 25м. Четная сторона - деловая, с размещением общественных зданий единым сплошным фронтом (один за другим, одинаковыми по высоте, в одном архитектурном стиле.) и нечетная - высотные жилые дома, органично вписанные в рельеф склонов, то подступая к ним, то выходя непосредственно на улицу. А между ними: тротуар, проезжая часть, тротуар, бульвар, который позволял плавно подойти к жилью и предохранял его от транспортного шума и смога. Крещатик – это «не замкнутое статичное единство» обычной улицы–коридора, а открытое «пульсирующее» пространство. В нем одновременно объединены четкость и деловитость сплошного фронта застройки с живописностью склонов, пышностью зелени, инсоляцией жилья. Этот контраст – основа творческого замысла, в котором архитектура органично связана с природой.
Главная площадь. Она не раз меняла свое название- Думская, пл. Калинина, пл. Октябрьской революции, прежде чем обрела свое нынешнее - Майдан Независимости. Не раз проводили и ее реконструкцию. В середине 80-х было принято решение, что главная площадь города должна быть, в первую очередь, местом общения людей. Эта ее главная функция и определила архитектурно-пространственное решение площади, что позволило стать ей любимым местом киевлян и гостей столицы.
В этом заслуга ее родителей – архитекторов и инженеров, способных предусмотреть, представить и реконструировать исторически сложивщуюся часть города так, чтобы она стала не просто «конструктивно-монтажным узлом», а его «сердцем» и «символом». И даже ее нынешняя одежда не смогла лишить майдан этой притягательности. Площадь не парадов, не для транспорта, площадь для людей.
Архитектура. Ее называют «польза, прочность, красота» (Витрувий), «застывшая музыка» (Гете), «великое отображение обычаев и нравов народа» (Бальзак). Но, по сути, это - материализованное воплощение социально-экономических отношений. О любой цивилизации судят по тем объектам материальной культуры, которые остаются после нее. Архитектура - тот вид искусства в котором наиболее полно проявляются все черты общества – его достоинства и недостатки. Поэтому роль и значение архитектора как материализующего воплотителя «коллективного бессознательного» народа очень велика. А раз так, то четвертой заслугой «Киевпроекта» следует считать создание высоко профессионального слаженного коллектива, способного смотреть далеко, видеть широко, решать быстро и оперативно.
Сегодня «Киевпроект» переживает не лучшие времена. Отсутствие у руководства города комплексного подхода к его развитию, государственного заказа на решение неотложных градостроительных проблем не способствуют функционированию крупных проектных организаций. Это приводит к потере широты кругозора и глубины проработки в решении городских проблем. Теряются кадры, дробятся основные фонды. Но хочется верить, что маятник истории уже достиг своего минимума.
Н.Г.Зенькович, кандидат архитектуры