Как будет происходить монетизация коммунальных субсидий?
Правительство говорит о двух этапах.
Первый этап начался 1 января 2018 года. На этом этапе субсидии будут монетизироваться на уровне предприятий ЖКХ. Кабмин отказался от совместных протокольных решений - с их помощью проводились клиринговые расчеты между субъектами. Протокольные решения заменили специальным реестром, хотя непонятно, как это решит проблему, когда казначейство не переводит денежные средства.
По версии правительства, государство будет напрямую выделять средства предприятиям, которые предоставляют услуги, в зависимости от объемов потребленных ресурсов. Полученные средства предприятие сможет потратить только по целевому назначению - на оплату потребленных энергоносителей. При этом, предприятия, предоставляющие коммунальные услуги, могут свободно выбирать поставщика энергоносителей.
Однако, реализовать эту схему не получится. С апреля 2017 правительство обязало «Нафтогаз» поставлять газ для населения по ценам ниже рыночных. 28 марта Кабмин продлил действие этой нормы до июня 2018 года. Поэтому, пока рынок газа для населения в состоянии формирования, анонсированная победа откладывается.
Второй этап предусматривает монетизацию субсидий на уровне граждан, семей. То есть, семьи будут получать субсидии «живыми» деньгами и направлять их на оплату коммунальных услуг. Правда, по поводу этого этапа, у правительства отсутствует детальное видение.
Субсидия будет начисляться не по социальным нормам, а по фактическому объему потребленных услуг. Именно, на этом этапе украинцы начнут получать от государства «живые» средства на оплату коммунальных услуг.
Как будут получать субсидии ОСМД?
С начала 2018 вступили в силу изменения в постановление Кабмина. Согласно это нововведениям, коммунальные предприятия, которые хотят получать субсидии от населения, обязаны открыть специальные счета в органах казначейства.
ОСМД и ЖСК юридически не являются субъектами хозяйствования и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, поэтому этот порядок на них не распространился. Они не могли распоряжаться субсидиями, которые получают жители на содержание дома. Поэтому, ОСМД и ЖКБ не имели оснований учитывать в расчетах с совладельцами суммы льгот и субсидий, и с января 2018 начали формировать квитанции без их учета - на полную сумму стоимости коммунальных услуг.
Представители ОСМД и ЖСК провели консультации с правительством, по результатам которых, в законодательство были внесены изменения. Ряд назревших проблем, якобы, удалось решить.
Можно ли будет потратить выделенные средства на что-то другое?
Пока, этот вопрос открыт. В ноябре 2017 сэкономленные украинскими семьями субсидионные деньги просто переводились на счета в банках или выплачивались на почте. И тогда, никаких ограничений по их использованию не было. Сейчас, рассматриваются несколько вариантов.
Первый - создание социальных карт в государственных банках с ограниченными возможностями использования. Полученные «живые» субсидии семьи смогут переводить, только на оплату коммунальных услуг.
Второй вариант - разрешить использование «живых» субсидионных денег на мероприятия по энергоэффективности, как, например, «теплые» кредиты.
Третий вариант - позволить свободное использование денег. Этот вариант наиболее прост, однако рискованный для государства из-за плохой платежной дисциплины населения. Сейчас, отсутствуют инструменты обеспечения платежей - пени и штрафы - за несвоевременную оплату и действенная процедура судебного взыскания долгов.
Внедрение специальных счетов из-за технических особенностей требует времени, ведь, необходимо вносить изменения в регуляторные акты Национального банка Украины.
Когда можно будет получить «живые» деньги?
Закон «О жилищно-коммунальных услугах» требует введения монетизации до 1 января 2019 года. Правительство обещает, что к концу 2018 украинские семьи начнут получать «живые» деньги. Однако, есть вопросы относительно казначейства. Имеет ли госбюджет необходимый объем «живых» средств для своевременных расчетов?
Правительство часто не оплачивает субсидии, перекладывая финансовое бремя на ТЭК и «Нафтогаз». Кабмин закрывает бюджетные дыры, благодаря созданию долгов в этих компаниях. В последние годы, долги Минфина по субсидиям переходят из года в год, поэтому, - неизвестно, справится бюджет с такой финансовой нагрузкой.
Еще. один маленький нюанс. Несмотря на то, что у нас широко используется термин «жилищно-коммунальные услуги», на самом деле, государство не предоставляет никаких жилищных услуг. Поэтому остаются «коммунальные».
В общем, как всегда – после попытки правительства что-то изменить, как они говорят «к лучшему», остается больше вопросов, чем ответов.