ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 26 листопада 2018 09:20

Как решали жилищный вопрос в Российской Империи

Оцініть матеріал!
(0 голосів)
Что такое «жилищный вопрос», - объяснять не нужно. Первая половина 21-го века, но он так и не решен - обеспечения жильем всех нуждающихся, так и не предвидится. Эта проблема имеет очень давнюю историю: еще 150 лет назад она встала во всей свое остроте перед царским правительством. Как возник «жилищный вопрос», кто пал его жертвой и как его решали — осталось немало письменных свидетельств, по которым можно проследить всю историю проблемы. 

Квартирный вопрос

Проблема с жильём в Российской Империи тесно связана с историей крестьянства. Точнее, с двумя процессами в его жизни: сведением лесом во многих областях царской России и тем, как воплотили в жизнь отмену крепостного права. Со сведением лесов всё просто: крестьянским семьям стало не из чего строить или расширять дома, и в избах становилось всё теснее.

Отмена крепостного права привела к тому, что многие помещики намеренно выделяли положенные бывшим холопам аршины земли в тех местах, где выращивать хлеб и другие культуры было невозможно: на песке, камне, болоте. 

В начале нашей публикации - картина Бориса Кустодиева «Чтение манифеста (Освобождение крестьян)», посвящённая отмене крепостного права. 

Чтобы не умереть с голоду, крестьяне массово подались в город или на активно строящиеся, в то же время, заводы. Всю эту резко сменившую место жительства массу народа надо было где-то и как-то расселять. При этом, понятное дело, никаких государственных жилищных программ не было, а с общей дешевизной труда быстро добыть денег себе на покупку квартиры или домика было невозможно.

Кроме крестьянства, крова лишились многие женщины, которые прежде жили у родственников, крёстных и просто благодетелей, как считалось, из милости. Считалось — поскольку на многих из них взваливали обязанности, подобные тем, которые исполняли приглашённые за деньги экономки или свои же холопки бесплатно. 

Пришлось податься в города целыми семьями бедным дворянам, которые раньше жили за счёт своих немного численных крепостных — в городе грамотный человек мог найти хоть какую-то работу. Наконец, именно, в шестидесятые годы девятнадцатого века юноши и девушки из разных городов массово подались в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев для того, чтобы учиться. Умы молодёжи захватили идеи народников либо нигилистов, и эти идеи включали в себя необходимость образования.

Если посмотреть литературу двадцатых-сороковых годов девятнадцатого века и шестидесятых-восьмидесятых, мы увидим разницу в том, кто чаще всего снимает какие-нибудь «комнатюрки» и насколько обычным это становится со временем — сдавать и снимать комнаты, чуланы, чердаки, подвалы и углы, строить под сдачу многоквартирные доходные дома. В начале века, съёмные каморки — удел молодых писарей из государственных контор, в конце таким образом живут студенты, просто бедные и образованные люди, целые семьи.

Бараки, как решение вопроса

В больших городах активно создавались ночлежные и доходные дома. Жизнь в них была относительно недорогой. В то же время, очень часто они представляли собой «улей» из крохотных каморок, с нужниками на улице (хотя, унитазы со смывом были уже изобретены, они оставались дорогим удовольствием), часто без кухни или с одной кухней на несколько семей, с крохотными окнами в каморках. Владельцы домов часто заселяли всё, что только возможно заселить, включая затопляемые подвалы и тесные чердаки.

Пытались решить жилищную проблему и хозяева фабрик, в меру своей жадности и гуманности. Порой бараки для рабочих представляли что-то вроде хлева, только без перегородок — длинное помещение с парой буржуек, топить которые рабочие должны были за свой счёт, и соломой для сна прямо на земле. Чаще, рабочие бараки представляли собой дом с одной общей комнатой, в которой тесно стояли кровати или нары.

Как решали жилищный вопрос в Российской Империи

На этих постелях спали по часам, по очереди, из расчёта 4-8 часов на человека подряд. Дело в том, что часто на одного рабочего полагалось две смены по 6-8 часов в сутки, с перерывом на чужую смену той же или меньшей длины. Это очень мешало нормальному режиму дня.

Однако, справедливости ради, нужно отметить, что, в зависимости от квалификации и завода, рабочий мог оказаться в отдельной семейной комнате... Или в комнате с двумя другими семьями.

Как решали жилищный вопрос в Российской Империи

Надо сказать, самая длинная продолжительность рабочего дня была на фабриках, где активно использовался женский и детский труд, вроде ткацких, фарфоровых и тому подобных. Дети и женщины считались вроде животных, более покорными и менее требовательными, чем «настоящий человек» мужчина. Им и платили меньше за более длинный день — мол, есть им надо меньше.

«Рогожники г. Рославля, например, встают в час полуночи и работают до 6 часов утра. Затем, дается полчаса на завтрак, и работа продолжается до 12 часов. После получасового перерыва для обеда работа возобновляется до 11 часов ночи. А между тем, почти половина работающих в рогожных заведениях — малолетние, из коих весьма многие не достигают 10 лет» — пишет очевидец о совсем уж людоедском графике.

Кстати, за рабочие часы не засчитывалось время, которое работник тратил на обслуживание рабочего места, а в тех местах, где работали почти круглосуточно, не делали спален — и на своём рабочем месте поспят.

Как решали жилищный вопрос в Российской Империи

В остальное нерабочее время, которого было не так уж много, рабочий мог сидеть за общим столом или, если погода хорошая, шататься по улице. В начале двадцатого века нередко специальный инспектор следил за тем, чтобы рабочие не разговаривали больше, чем по двое — во избежание «политики». Женские общежития ничем не отличались от мужских. Были ещё семейные, с широкими нарами, на которых можно было спать вповалку с детьми. В семейных могла быть общая кухня с буржуйкой, но чаще готовили на личных керосинках, которым много места не надо, или питались всухомятку.

В образцовых рабочих общежитиях, как правило, общая комната убиралась по графику и хорошо проветривалась, кровать полагалась на одного человека и к каждой кровати прилагалось хозяйское одеяло. Такие общежития были похожи на спальни в пионерлагере, но вместо тумбочек вещи хранились в сундуках или узлах прямо на полу под постелью. В хорошем семейном общежитии кровати семей отделялись занавесками, было просторное общее пространство.

Как решали жилищный вопрос в Российской Империи

Наконец, некоторые фабриканты строили настоящие рабочие городки, в которых, в зависимости от квалификации работника и представлений хозяев о гуманности, рабочий мог выкупить в кредит домик или половину домика, или мог жить в общежитии с общей кухней, но отдельными, пусть и небольшими, комнатами с простой мебелью и кроватями, отдельными для взрослых и детей. Такие общежития обязательно инспектировались: жёны рабочих, часто сами — такие же работницы, должны были держать их в чистоте, не допускать порчи имущества.

Самые гуманные фабриканты строили для рабочих клубы самодеятельности, библиотеки, школы, больницы, устраивали детские комнаты. К сожалению, закон никак не регулировал социальное обеспечение рабочих в городах или на предприятиях вне городов, так что это оставалось на доброй воле фабриканта. Увы, у большинства предпринимателей такой доброй воли не было. Очевидцы вспоминают, что фабричных работников всегда легко было узнать по худобе, анемии, порой налёту вынужденной неопрятности.

Как решали жилищный вопрос в Российской Империи

Нужно сказать, что, по оценкам 1913 года, чуть меньше трети рабочих жили в условиях, сопоставимых с условиями жизни мещан, которых сегодня бы причислили к среднему классу, разве что питались похуже, почти без животных продуктов, и по-другому организовывали быт. Однако, увы, больше половины работниц и работников жили в условиях в лучшем случае «коммуналки».

Похожая ситуация в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков сложилась не только в России. Очень скученно жили рабочие во многих местах в Британии, Франции, США, а детский труд был очень популярен. Так выглядела индустриальная революция: детский труд на фотографиях начала XX века хорошо её иллюстрирует.

Александр Москаленко, главный редактор Национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua

 

Прочитано 1185 разів Останнє редагування Середа, 21 листопада 2018 12:53

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: