Когда-то, примерно, до XVII века, образ елки не совпадал с современным праздничным представлением о ней. В Российской империи, в те времена, между двумя елками хоронили самоубийц, хвойные ветки бросали на дорогу на кладбище, лапами дерева укрывали могилу зимой, а где-то вообще запрещали сажать ели около дома — опасались смерти мужчин.
В эпоху Петра I начался переход елки на «светлую сторону жизни». Царский указ 1699 года изменил систему летоисчисления – не с момента Сотворения мира, а от Рождества Христова — и перенес день «новолетия» с 1 сентября на 1 января. Рекомендации о том, как организовывать праздник, тоже прикладывались. Украшение столицы хвоей, запуск ракет и зажигание огней – основные пункты новогоднего предписания. Елка, постепенно, становилась символом праздника, но петровский указ требовал ставить дерево не внутри помещения, а снаружи.
Большой новогодний маскарад 1722 года на улицах Москвы с участием Петра I. Художник Василий Иванович Суриков
После смерти Петра I, елочную традицию сохранили только питейные заведения. Именно, по елкам, стоящим у ворот или на крышах, опознавали кабаки. Хвойные красавицы несли пост круглый год и уступали место своим сменщицам накануне следующего Нового года. За елочную особенность в народе кабаки стали называться «Иванами-елкиными» и просто «елками».
В Российской империи первые рождественские елки появились, лишь, в начале XIX века. Деревья на праздник ставили в своих домах петербургские немцы. Выходцы из Германии, для которых елка была символом Рождества, не собирались отказываться от своих традиций. Вот только процесс «ассимиляции» хвойной красавицы проходил довольно тяжело. В 20-30-е годы XIX века в дом дерево еще не пускали и воспринимали его как немецкую причуду.
Новогодний бал, начало XX века
Первопроходцем по «внедрению» елок в России считается Николай I — в конце 30-х рождественское дерево появилось при дворе государя, не без участия его немецкой супруги. Пример царской семьи оказался заразительным, и елка проникла в дома столичной аристократии. Однако, позволить себе рождественское чудо могли немногие — цена полностью украшенной елки достигала 200 рублей. Тогда за 350 рублей семья могла «нанять» крестьянскую избу на год! Елочный ажиотаж захватил Петербург к середине 40-х годов XIX века. О елках писали в журналах и газетах, дерево появилось в домах у простого населения, а к концу десятилетия их начали продавать на праздничных ярмарках.
В середине XIX века рождественская торговля выделилась в отдельную отрасль. Елки продавали в самых просторных и многолюдных местах: на городских площадях и замерзших реках, около гостиных дворов, а позже и на специальных елочных базарах.
К концу столетия петербургская елочная мода вышла за пределы столицы и распространилась на усадьбы и дома помещиков. А вместе с деревом, пришли и немецкие традиции праздника. Рождественская елка считалась событием семейным, частным.
Поначалу, таинство появления дерева в доме и его подготовки к празднику было доступно только взрослым - младшие члены семьи видели результат труда родителей только в день Рождества, но со временем, и дети стали принимать участие в украшении елки. На нее вешали конфеты, золоченые орехи и яблоки. Игрушки и украшения покупали или делали дома – вырезали цветные флажки из картона, золотили орехи, конструировали хлопушки. Украшенная елка «жила» всего несколько часов. По той же немецкой традиции, дерево отдавали детям «на разграбление»: его нужно было разорить. Елку валили на пол, снимали все съедобное и срывали игрушки вместе с ветками.
На рубеже веков, нормой стали общественные елки для детей. Праздники устраивали для всех ребят, независимо от сословия и уровня обеспеченности родителей. Благотворительные елки для бедных проводили в детских домах и народных приютах, организовывали праздники и для детей рабочих.
Беззаботная и счастливая елочная жизнь закончилась с приходом к власти большевиков — они активно боролись с «религиозными предрассудками». Рождество получило клеймо «дня спаивания народа», и праздник отменили в 1929 году. Запретили и елку. По вечерам, накануне Рождества, на улицах появлялись патрули, которые высматривали спрятанные в домах незаконные деревья, в школах вместо елок проходили «антирождественские» вечера.
Опала закончилась в 1935 году — партия приняла предложение члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева организовать «к новому году детям хорошую елку». На смену Рождеству пришел Новый год. Поток деревьев сразу хлынул на рынки страны, украшенные елки появились в учебных заведениях и на катках. За считанные дни дореволюционный праздник был возвращен, а елка вышла «из подполья» как символ счастливого советского детства.
Елка стала обязательной — все учреждения от детского сада до завода должны были проводить новогодние мероприятия по заранее одобренным сценарию и программе. После Великой Отечественной войны идеологизация праздника усилилась — резко возросло производство елочных игрушек и украшений, но не простых, а правильных и нужных. Красноармейцы, дирижабли и подводные лодки отражали успехи и силу страны. Смысловое содержание игрушек утверждали специально созданные при заводах комитеты и комиссии.
В 90-е годы XX века елка освободилась от политической окраски. Пройдя через войны и смену власти, она смогла сохранить себя как «дерево радости и чуда». Современная елка — символ семейного торжества и сказки. Это символ нашего любимого праздника!
Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua