Дело в том, что, по мнению некоторых специалистов, одесская морская гавань уступала по своим характеристикам очаковской и николаевской. Но, уже в то время, Одесса умела лоббировать свои интересы. Партия Иосифа Михайловича Дерибаса, основателя города, конечно же, преследовала, прежде всего, свои собственные интересы, но от этого выиграл и город. Оптимальный, чисто одесский подход к проблеме: пусть каждый одессит заботится о своих интересах, открывая торговое, производственное и другие предприятия, а выигрывать от этого будут все. Появятся рабочие места, новые здания, дороги и др.
И.М. Дерибас, «выбив» финансирование, сделал лишь первый шаг. Предстояло в безлесной местности, при нехватке рабочей силы, в неблагоприятных климатических условиях построить город и порт. И Одессе повезло: хоть и воровали, но осталось еще и на строительство. А строить было что. Ведь, Хаджибей состоял в основном из небольших саманных строений, покрываемых на зиму войлоком. Сдерживало строительство и отсутствие строительных материалов, но одесситы нашли выход из положения и здесь. Они спустились под землю и начали пилить «ракушняк», да так активно, что уже скоро в некоторых частях города появились провалы, а руководители города были вынуждены ввести регламентацию в этот процесс, так как в противном случае Одесса провалилась бы под землю.
Уже в 1795 г. в порту начали швартоваться корабли, положив начало активной торговле строящегося города. Были заложены фундаменты большого мола, малого жете, эллингов и верфи, двух пристаней для купеческих кораблей. Приступили к строительству карантина, таможни, адмиралтейского магазина, госпиталя, соборной церкви, магистрата и др.
Все было хорошо, но в 1797 г. император Павел I, сменивший на троне Екатерину II, запретил финансировать из казны строительство порта и города. Опальная Одесса стала приходить в упадок, а неурожай и землетрясение довершили начатое людьми. Но в Одессе уже был свой магистрат, которому не была безразлична судьба города. Выражая волю одесситов, он ходатайствовал перед императором о выделении кредита и дозволении продолжить строительство.
Коррупции тогда не было, точнее, не было такого слова, а «брать» на Руси заведено издавна, поэтому для вящей убедительности в прошение «завернули» три тысячи апельсинов для высочайшего двора. Так что, если Рим спасли гуси, то Одессу - апельсины. Именно поэтому, благодарные одесситы поставили памятник этому фрукту недалеко от Оперного театра.
Апельсины оказались качественными, и поэтому Одессе выделили кредит и разрешили «город городить». С восхождением на престол Александра I город так обласкали, что опытные одесситы, знающие черно-белое устройство жизни, говорили, что это не к добру. Но пока брали верх оптимисты - кстати, в Одессе они оказывались правы чаще, чем пессимисты. В отстроенной гавани начали швартоваться суда из всей Европы, они привозили и вывозили зерно, ткани, вино, кофе, лимоны, макароны, железо и многое другое. Город начал богатеть, открылись биржа, банкирские дома, конторы, построили театр, городскую больницу, интенсивно строили жилые дома.
В город начали стекаться капиталы, переселяться богатые купцы, а благодаря тому, что с 1805 г. он еще и стал административным центром Новороссийского края, - и представители высшего общества. Город продолжал богатеть, расти и благоустраиваться. После войн 1812-1815 гг, одесситы добились того, что их город объявили «порто-франко», то есть свободной гаванью, в границах которой разрешалось продавать и хранить импортные товары без обложения пошлиной.
Может быть, в современных условиях воспроизвести в абсолютной схожести «порто-франко» сложно, но создавать благоприятные условия для отечественных и зарубежных инвестиций необходимо.
А что послужило толчком к этому – апельсины!
Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua