ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 04 лютого 2019 09:20

Одесские курьезы: как апельсины помогли построить морской порт

Оцініть матеріал!
(0 голосів)
Это сейчас Одесса известна, практически, на весь мир. Но было время, когда ее судьба могла сложиться так, что Хаджибей остался бы небольшим местечком при крепости, а «Южной Пальмирой» стал бы другой город. Однако, судьбу города повернули в «правильную» сторону тоже, чисто по-одесски

Дело в том, что, по мнению некоторых специалистов, одесская морская гавань уступала по своим характеристикам очаковской и николаевской. Но, уже в то время, Одесса умела лоббировать свои интересы. Партия Иосифа Михайловича Дерибаса, основателя города, конечно же, преследовала, прежде всего, свои собственные интересы, но от этого выиграл и город. Оптимальный, чисто одесский подход к проблеме: пусть каждый одессит заботится о своих интересах, открывая торговое, производственное и другие предприятия, а выигрывать от этого будут все. Появятся рабочие места, новые здания, дороги и др.

И.М. Дерибас, «выбив» финансирование, сделал лишь первый шаг. Предстояло в безлесной местности, при нехватке рабочей силы, в неблагоприятных климатических условиях построить город и порт. И Одессе повезло: хоть и воровали, но осталось еще и на строительство. А строить было что. Ведь, Хаджибей состоял в основном из небольших саманных строений, покрываемых на зиму войлоком. Сдерживало строительство и отсутствие строительных материалов, но одесситы нашли выход из положения и здесь. Они спустились под землю и начали пилить «ракушняк», да так активно, что уже скоро в некоторых частях города появились провалы, а руководители города были вынуждены ввести регламентацию в этот процесс, так как в противном случае Одесса провалилась бы под землю.

Уже в 1795 г. в порту начали швартоваться корабли, положив начало активной торговле строящегося города. Были заложены фундаменты большого мола, малого жете, эллингов и верфи, двух пристаней для купеческих кораблей. Приступили к строительству карантина, таможни, адмиралтейского магазина, госпиталя, соборной церкви, магистрата и др.

Все было хорошо, но в 1797 г. император Павел I, сменивший на троне Екатерину II, запретил финансировать из казны строительство порта и города. Опальная Одесса стала приходить в упадок, а неурожай и землетрясение довершили начатое людьми. Но в Одессе уже  был свой магистрат, которому не была безразлична судьба города. Выражая волю одесситов, он ходатайствовал перед императором о выделении кредита и дозволении продолжить строительство.

Коррупции тогда не было, точнее, не было такого слова, а «брать» на Руси заведено издавна, поэтому для вящей убедительности в прошение «завернули» три тысячи апельсинов для высочайшего двора. Так что, если Рим спасли гуси, то Одессу - апельсины. Именно поэтому, благодарные одесситы поставили памятник этому фрукту  недалеко от Оперного театра.

Апельсины оказались качественными, и поэтому Одессе выделили кредит и разрешили «город городить». С восхождением на престол Александра I город так обласкали, что опытные одесситы, знающие черно-белое устройство жизни, говорили, что это не к добру. Но пока брали верх оптимисты - кстати, в Одессе они оказывались правы чаще, чем пессимисты. В отстроенной гавани начали швартоваться суда из всей Европы, они привозили и вывозили зерно, ткани, вино, кофе, лимоны, макароны, железо и многое другое. Город начал богатеть, открылись биржа, банкирские дома, конторы, построили театр, городскую больницу, интенсивно строили жилые дома.

В город начали стекаться капиталы, переселяться богатые купцы, а благодаря тому, что с 1805 г. он еще и стал административным центром Новороссийского края, - и представители высшего общества. Город продолжал богатеть, расти и благоустраиваться. После войн 1812-1815 гг, одесситы добились того, что их город объявили «порто-франко», то есть свободной гаванью, в границах которой разрешалось продавать и хранить импортные товары без обложения пошлиной.

Может быть, в современных условиях воспроизвести в абсолютной схожести «порто-франко» сложно, но создавать благоприятные условия для отечественных и зарубежных инвестиций необходимо.

А что послужило толчком к этому – апельсины!

Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua 

Источник

Прочитано 920 разів Останнє редагування П'ятниця, 01 лютого 2019 15:38

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: