ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Четвер, 10 березня 2016 09:20

Можно ли вылечить ЖКХ Украины: европейские рецепты

Оцініть матеріал!
(0 голосів)
Должно ли государство ремонтировать дома в частной собственности? Как рождаются или тормозятся отдельные решения в сфере реформы ЖКХ и почему потребительские настроения долгое время побеждали деловую инициативу. 

В чем суть проводимых реформ и когда можно ожидать положительного эффекта? Каким опытом европейских стран в проведении жилищной реформы стоит воспользоваться Украине? Заключительная часть интервью руководителя Проекта Группы Всемирного банка «Энергоэффективность в жилищном секторе Украины»   Гжегожа Гайды.

- По какому пути должна пойти Украина?

- Наша рекомендация, это развивать в Украине систему частного управления многоквартирных домов, частных ремонтов, частного содержания и работать над направлением, по которому пошла Польша и другие. Государство может не тратить на этот сектор деньги - свои или заимствованные. Более того, в предприятиях, которые управляют или обслуживают жилые дома, создаются довольно хорошие и стабильные рабочие места. Это тоже важная растущая часть экономики. 

- Многие эксперты признают, что самая большая опасность для Украины - это имитация реформ. Не коснется ли она жилищного сектора? ЖЭКу важно не просто поменять вывеску, но и стиль работы.

- Это хороший вопрос. Действительно, такое может происходить. Как избежать псевдореформ? Надо отдать решение, денежные потоки и ответственность в руки совладельцев многоквартирных домов.

Успешный опыт жилищной реформы в странах Центральной Европы показывает, что тот самый бывший коммунальный ЖЭК, которым раньше все были недовольны, может измениться. Как только он понимает, что единственный шанс ему выжить – это оказывать своим клиентам качественные услуги, потому что только они ему платят. Он мгновенно превращается в успешную управляющую компанию, которая реализует все пожелания своих клиентов, оказывает услуги на очень хорошем уровне и за доступные цены. И эти дома от таких ЖЭКов не уходят. Он продолжает жить на рынке.

Почему важно отдать ответственность самим жильцам? Когда они ответственны, то понимают, что их решения должны быть продуманны. Хозяин не заплатит лишнего, но в то же время будет бережно относиться к своей собственности.

- Как бы вы коротко описали суть жилищной реформы в Украине и ее конечную цель?

- Для начала нужно понять главное: на рынке коммунальных услуг в центре отношений находится дом. Каким бы он ни был – одноквартирным, многоквартирным. Дом именно тот объект, к которому подключаются все коммунальные услуги – водоснабжение, теплоснабжение, вывоз мусора, услуги по ремонту или по управлению. 

Жилищная реформа в Украине заключается в двух параллельных процессах. Одна ее часть - это регуляция отношений между домом и его совладельцами со всеми предприятиями, которые дому оказывают услуги. Отношения должны базироваться на следующих принципах. 

Услуги должны быть немонопольные, должен работать рынок, цена должна быть свободной и жильцы-совладельцы этого дома должны иметь полное право выбирать, от кого они получают услуги. Там, где услуга является естественной монополией, должна хорошо работать система государственного регулирования монополий – так, чтобы цена не превышала экономически обоснованную стоимость. В Украине такой регулятор уже существует и, в принципе, работает неплохо. 

Если услуга предоставляется дому, он ее покупает и собственники, совладельцы этого дома должны услугу оплачивать. 

Обязательно нужно упоминать еще об одном принципе. Если жильцы не платят за услугу, которую им оказывает компания, она должна иметь право приостанавливать предоставление этой услуги. Это называется ответственностью.

Вторая сторона реформы – это отношения по управлению домом. 

Когда мы говорим об одноквартирном доме, там понятно, что дом имеет одного собственника, который и принимает все решения, касающиеся этого дома.

У многоквартирного дома много совладельцев. И у них механизм принятия решений должен быть эффективным. Эффективный механизм – это такой, когда решения принимаются большинством голосов, потому что мы никогда не добьемся 100-процентного согласия жильцов на какие-либо решения. Весь мир работает по принципу большинства. 

Такие механизмы были закреплены в Украине законом №417- VIII «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Он был принят в 2015 году. И он как раз дал возможность жильцам любого многоквартирного дома принимать решение большинством голосов. Люди имеют право голоса, чтобы влиять на то, что происходит в их доме и за что они платят. Их плата пропорциональна площади их квартир. Сила их голосов также пропорциональна площади имеющихся у них квартир. Таким образом, у них и ответственность, и право влияния одинаковы, и это справедливо.

- Какую реальную помощь в проведении жилищной реформы оказывает ваш Проект? 

- Наш Проект работает уже пять с половиной лет на украинском рынке. Наша работа заключается в трех главных отраслях. 

В первую очередь мы занялись законотворческой работой. То законодательство, которое было 6 лет назад, абсолютно не отвечало требованиям рынка коммунальных услуг и не позволяло жильцам принимать решения об инвестициях в своем доме. Главной целью нашего Проекта было создание для жильцов механизма привлечения денег для реализации энергоэффективных мероприятий в их домах. Поэтому мы в первую очередь сфокусировались на изменениях в юридической сфере. 

Вторая вещь, на которой мы фокусировались позже, было построение финансовых механизмов для реализации жильцами инвестиционных проектов. И такие механизмы мы создали вместе с двумя государственными банками – «Укргазбанком» и «Ощадбанком». Эти банки уже на сегодня выдали ОСМД более 200 кредитов на реализацию инвестиционных программ. В том числе, один кредит на сумму более 2 млн. грн. - для комплексной модернизации жилого дома, в котором находится около 170 квартир. Это очень хороший пример, который показывает, что такие вопросы можно решать собственными силами. И что в результате суммарная плата жильцов уменьшается, потому что они экономят больше, чем платят за кредит.

А в третью очередь, на чем мы теперь фокусируем свое внимание, это информационно-просветительская работа. Мы проводим очень много различных тренинговых программ для ключевых групп, с которыми работаем, - с представителями местной власти, управителями, инициативными группами, ОСМД и локальными активистами.

Кроме этого у нас также есть программа обучения локальных офисов юридической поддержке. Потому что мы ожидаем, что вопросы реализации жилищной реформы будут требовать юридической поддержки в будущем.

- Находите ли вы понимание и поддержку среди представителей украинской власти в центре и на местах?

- Скажу так: среднее время, в течение которого мы работали с одним конкретным министром, это было полгода. Министры очень часто менялись. Каждый новый министр приходил со своей командой, которая начинала обучаться с нуля. И был такой момент, когда мы уже знали, что все, что делаем, всегда нужно будет начинать с нуля каждые полгода.

Но в какой-то момент мы почувствовали, что появилась критическая масса людей, которые понимают суть жилищной реформы. Это чиновники центрального и местного уровня,  с которыми теперь уже довольно легко об этом всем говорить. Намного легче, чем 6 лет назад. Сейчас мы видим большее понимание и поддержку в этих реформах.

Но, конечно, остается большая группа политиков, у которых есть популистские настроения и которые хотят приостановить все эти реформы, отдать власть над домами чиновникам для того, чтобы как всегда сесть на финансовые потоки и прекрасно жить. Что было бы нехорошо для собственников домов и для государства, для государственного бюджета. 

Что касается местной власти, то мы видим довольно большую поддержку. В рамках нашей работы мы вместе с Государственным агентством по энергоэффективности и энергосбережению создали финансовый продукт, когда субсидируется часть тела кредита, который берут жильцы домов на реализацию энергоэффективных мероприятий. И практически все области Украины присоединились к этой программе. А также еще около 80 городов, они тоже дают свою долю софинансирования на такого рода проекты. 

Но мы бы хотели большего - чтобы города полностью отказались от ремонта многоквартирных домов за счет государственных денег. И чтобы эти деньги перешли на бюджетные программы, которые были бы прозрачны и в которых любой дом мог бы поучаствовать и получить свою долю денег на ремонт. Вот тогда бы я мог сказать, что у нас действительно есть полное понимание и полная поддержка местной власти. Пока этого еще нет.

Прочитано 1637 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: