История Привоза начинается с 1827 года, когда на Привозной площади был построен огромный рынок. Первоначально был не самостоятельным рынком, а придатком Старого рынка, и на нём торговали в основном привозным товаром, то есть с колёс (с возов, фур и прочего), отсюда и название рынка - «Привоз».
Во все времена стекалось краденое имущество, контрабанда и оружие, здесь планировалось совершение громких преступлений. Контроль над Привозом гарантировал большие прибыли и высокий социальный статус, поэтому всегда был лакомым куском для самых различных аферистов и проходимцев. С момента своего основания он превратился в мощнейшее торговое предприятие с многомиллионными оборотами. Кто хозяйничал на Привозе, тот и имел значительное влияние на всю торговлю в городе Одессе.
В конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого века владельцем Привоза был коренной одессит со Старопортофранковской улицы Яков Михайлович Пилерман. В Одессе о прибылях этого человека еще при жизни ходили легенды. Но, в один из дней, он просто исчез, и это известие породило еще одну легенду, что еще до сегодняшнего дня ожидает счастливца клад, закопанный где-то среди торговых рядов - в очень немалом по размеру кожаном чемоданчике спрятаны драгоценности и золото на астрономическую сумму.
Первые золотые монеты попали в легендарный чемоданчик Якова еще в годы Первой мировой войны. Он занимался поставками в русскую императорскую армию и получал от этого огромные дивиденды. Потом Российская империя рухнула, но Яше Пилерману было все равно - царская российская или же советская одесская армия. Он неизменно руководил поставками.
Правда, теперь это уже был - не просто Пиля, а красный комиссар товарищ Пилерман. Он еще до введения НЭПа открыл в Одессе комиссионный магазин и должность комиссара советской украинской армии, которую он тогда занимал, нисколько ему не мешала. А когда Советы «сделали ноги», он способствовал экономическому подрыву режима белого генерала Шиллинга Николая Николаевича, завалив Одессу фальшивыми фунтами и франками. Естественно, что прибыль от этой революционной акции также осела в заветном кожаном чемодане.
Однако, жизнь - есть жизнь, и в 1922 году Яша Пилерман пустил «налево» несколько эшелонов с продуктами, предназначенными голодающим детям. Суд был быстрым, но не очень суровым - всего пять лет лагерей, хотя других только по подозрению в совершении подобного просто расстреливали на месте – чемоданчик его спас и уже через три года он живым и невредимым вернулся в Одессу
Его просто распирало от мыслей и желания создавать светлое будущее народу и, одновременно с этим, о пополнении золотыми монетами своего собственного легендарного чемодана. Для начала он открыл несколько комиссионных магазинов, в которых реализовывался добытый, в поте лица, одесскими бандитами всевозможный «товар».
Для защиты бизнеса Пиля, даже, создал свою небольшую банду. Ее основой стали недобитые «работники» империи Мишки Япончика. Кроме, собственно, торговли краденым, Яша Пилерман организовал подпольное изготовление и сбыт высококачественного самогона. Этот «благородный» напиток, как правило, подавали в одном из тихих уютных домиков на Лонжероне, где был организован приватный бордельерчик, которым заведовала старая одесская профессионалка - мадам Цыцуркевич.
Товарищ Пилерман продолжал подкармливаться на различных должностях, связанных с торговлей и поставками самых разных товаров. И связи он имел в самых высоких кругах и эшелонах власти. Поэтому, когда он захотел стать официально директором Привоза, он им легко стал, и мог бы еще несколько десятилетий быть на официальной должности, если бы не одно обстоятельство.
За свое столетнее существование рынок Привоз несколько раз перестраивался, но, во времена гражданской войны, он превратился в настоящий лабиринт, и потеряться на Привозе можно было не только среди продуктовых ароматов, но и среди дурно пахнущих сараев и хибар, коих на территории базара было превеликое множество.
Яша Пилерман решил «навести порядок» в самом сердце Одессы, на Привозе. Неизвестно, сколько ведер самогона и трудодней подопечных мадам Цыцуркевич ушло на то, чтобы товарищи из всевозможных комиссий приняли единственно верное решение и, в конце концов, необходимая на реконструкцию Привоза сумма была перечислена в Одесский банк. А уже оттуда, в очень скором времени, деньги испарились, как лужа на Дерибасовской в знойный полдень.
Следственной группой, присланной из самой Москвы, было установлено, что мужчина, внешне похожий на товарища Пилермана, набил полученной наличкой кожаный чемодан и исчез в неизвестном направлении. Следственные эксперименты и очные ставки не дали желаемого результата. Свидетели путались в показаниях, отказывались от своих предыдущих свидетельств.
Однако, столичные сыщики уперлись рогом и основным подозреваемым, не обращая внимания на все усилия и старания друзей, оставался некоронованный король Привоза Яков Пилерман. И, вот тогда, Пилерман решил окончательно распрощаться с Одессой. Глубокой ночью из-под мясных рядов на Привозе был выкопан заветный чемодан. Все ценности забрать с собой Пилерман не решился и взял с собой только небольшую часть. С драгоценностями и деньгами, женой и малолетним сыном бывший владелец Привоза направился в сторону румынской границы, где свои люди из ЧК организовали так называемое окно, т.е. возможность беспрепятственного пересечения границы.
Прим. ред. – Если бы не имена и даты, можно было бы подумать, что все происходило уже в наше время. На свете нет ничего нового, и современные бандиты у разных государственных кормушек действуют теми же методами, только чемоданчики им уже ни к чему – есть банки, офшорные зоны и гражданство Израиля, которое позволяет уходить от ответственности в собственной ограбленной и цинично преданой стране.
Александр Москаленко, главный редактор украинского он-лайн журнала о строительстве ProfiDom.com.ua