"Полтавчане-старожилы, наверняка помнят, что с довоенных времен и почти до шестидесятых годов входы в Октябрьский парк были оформлены парными пилонами. Два - со стороны так называемого «центра» (то есть - если идти от кинотеатра имени Котляревского и нынешнего горисполкома) и два с противоположной стороны. Должен признать, это была одна из моих первых самостоятельных работ в Полтаве.
Пилоны были выполнены в духе «классицизма», с пилястрами, сильно разработанным карнизом и т.д. В общем, в духе зданий, стоящих по кругу Октябрьского парка.
На фасадах пилонов находились скульптуры в стиле и технике, известной «девушки с веслом». Гипсовые фигуры рабочего, поднявшего молоток над наковальней; крестьянки со снопом и непременным серпом. Это с парадной, так сказать, стороны «от центра», с противоположной - фигуры летчика и танкиста, которые оба, из-под руки напряженно вглядывались вдаль.
Идейная сторона композиции понятна: перекличка поколений. Памятник героям Полтавской битвы и герои «наших дней». А эстетическая сторона, как мне стало ясно со временем, сомнительна.
На лекциях в архитектурных институтах студентам непременно рассказывают анекдот о том, что «Врач свою ошибку - хоронит, писатель - сжигает и только архитектор вынужден любоваться всю жизнь».
Мне повезло. Я сумел сам устранить собственную ошибку. При реконструкции круглой площади и Октябрьской улицы в начале шестидесятых «идейные» входы в Октябрьский парк были разобраны и теперь перспективу Октябрьской улицы замыкает только величественная колонна «Памятника Славы».
Между прочим, когда мы разбирали пилоны, ко мне - главному архитектору, шли потоком жалобы. Многие воспринимали это как насилие над сложившимся архитектурным ансамблем, подтверждая тем самым, что в градостроительстве, как нигде, справедливо утверждение, что «все сущее разумно». Без крайней нужды, не должен архитектор уничтожать работу предшественника.
Но в данном случае я сам исправлял свою «ошибку молодости». Без потерь для города".
Прим. ред. – Настоящий мастер не боится признавать своих ошибок. Он их пытается исправить. Это – история главного архитектора Полтавы, «провинциального архитектора», но, на самом деле, настоящего мастера. Интересно, признает ли пришелец с Урала, бывший главный архитектор Киева Сергей Бабушкин тот факт, что он изуродовал такой зеленый, цветущий и уютный Майдан?
Александр Москаленко, главный редактор украинского он-лайн журнала о строительстве ProfiDom.com.ua