Штиман известен как консервативный, но очень эффективный городской менеджер. Рассказывают, что, вступив в должность главного архитектора Берлина, он взял старый план города и сказал: «Этот план был хорош на протяжении 250 лет, зачем нам новый?»
Мы приводим, здесь, некоторые его высказывания, взятые из интервью изданию The Village.
«Самое плохое, что может произойти, — это снос того, что мы унаследовали от предыдущих поколений, ведь это наш капитал. Все немецкие архитекторы живут в старых домах. Ни один из них не будет жить в современных зданиях. Даже художники, которые создают очень современные произведения. Спросите их, где они живут и где творят, — это всё лофты или другие пространства, которые несут в себе историю…
… В Берлине много строили, поэтому к 1989 году город напоминал коллаж. В 1980-х годах прошла волна общественных протестов против разрушения застройки XIX века. Люди были против «машин для жилья», больших однообразных жилых комплексов. В итоге мы сформулировали принцип сохранения города в городе: отдельные небольшие районы сохраняют своё своеобразие, а связывают их зелёные пространства и инфраструктура.
Всем архитекторам, работающим в городе, в том числе очень известным, были даны жёсткие условия: новые здания должны были быть вписаны в контекст. Хотя «звёздные архитекторы» и создали множество утопических проектов для Берлина, которые годились только для архитектурных альбомов…
… После ряда политических баталий мы установили новые градостроительные нормы. Фасады новых зданий и их объём обязательно должны соответствовать уже существующей застройке. А свою индивидуальность современные архитекторы, как и их коллеги из XIX века, выражают в выборе материала, членении фасада, орнаменте….
… У жилой архитектуры та же проблема, что и у больших шопинг-центров:новые здания получаются хуже, чем старые, концерны не хотят инвестировать в архитектуру, как таковую, им интересны торговые площади и продажи. Торговый центр должен быть рентабельным, через пятнадцать лет здание должно уже окупиться. Вся архитектура, которая создаётся сейчас, она не рассчитана на перспективу пятидесяти лет, ста лет, по сути это дешёвка…
… Я не против современной архитектуры, я был бы полным идиотом, если бы так говорил. Но проблема современной архитектуры часто в том, что она не может быть лучше, чем то, что создано давно. Новое — не знак качества. Если мы посмотрим на то, что было построено после 1945 года, то в большинстве своём это совершенно не то качество, что существовало до 1910 года…»
(Прим. ред. – Не бесспорно, но весьма интересно и поучительно. На следующей неделе мы еще раз вернемся к интервью Ханс Штимана)
Александр Москаленко, главный редактор украинского он-лайн журнала о строительстве ProfiDom.com.ua