ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 02 травня 2016 09:20

Почему Хрущев не разрешил восстановить памятник Шевченко

Оцініть матеріал!
(0 голосів)
Лев Семенович Вайнгорт 34 года был главным архитектором Полтавы, почти 10 лет преподавал в строительном институте, создал Гоголевский музей-заповедник и стал его первым директором. Его воспоминания – настоящая историческая энциклопедия «провинциальной архитектуры».

Сегодня – рассказ Л.С. Вайнгорта о том, как после войны во время визита в Полтаву, Н.С. Хрущев решил, что поврежденный памятник Т.Г.Шевчено лучше, чем восстановленный.

«В один из октябрьских дней 1947 года в мой рабочий кабинет по Советской улице вошел без предупреждения капитан КГБ и в резком тоне приказал:

- Одевайтесь, товарищ архитектор. Внизу Вас ждет машина. Поедем со мной…

От неожиданности и такого приглашения я испуганно вздрогнул, робко встал и попросил:

- Одну минутку, мне нужно позвонить.

На что последовало: Поторопитесь, никуда не звоните. Вас ожидает автомашина.

У меня мелькнуло: почему торопят, куда ехать в сопровождении капитана КГБ? На ватных ногах я подошел покорно к вешалке, одел свое поношенное пальто и осторожно спустился по скрипучей лестнице. У парадных дверей стояла «Победа». Шедший рядом капитан, опередив меня, торопливо открыл переднюю дверцу, жестом предложил садиться рядом с шофером… Капитан уселся на заднее сидение, тронул водителя за плечо и тот, развернув машину, поехал по Советской, в направлении Октябрьского парка, а затем по кругу, минуя здание бывшего Кадетского корпуса, повернул направо на Октябрьскую улицу.

Так и есть, подумал я, едем к зданию КГБ. А вот и оно. Тут маячит толпа людей. Значит везут меня туда. Зачем?

Не потому ли, что повздорил с заместителем начальника КГБ по поводу завершения башенок при восстановлении этого своеобразного по архитектуре здания? Я упорствовал: завершить башенки надо вырезанными из толстой жести петушками, как это было прежде. Заместитель настаивал на пятиконечных звездах. Так и сделали вопреки моим требованиям...

- Нет, - думаю, за это не арестуют. - Возникает новая версия. А может быть сюда свозят весь состав горисполкома и потому без каких-либо объяснений взяли меня? Ведь этот 1947 год во многом сходен с репрессиями 1937-го...

Машина затормозила ... Сопровождающий меня капитан выскакивает, открывает переднюю дверцу и теперь уже вежливо приглашает меня выйти. Осторожно выхожу, растерянно оглядываюсь. Передо мной секретарь обкома КП(б)У Василий Сергеевич Марков, рядом с ним Никита Сергеевич Хрущев. Их окружают члены бюро обкома и горкома партии, горисполкома. Марков представляет меня Хрущеву:

- Вот - наш главный архитектор - Лев Семенович Вайнгорт. Он подробно расскажет об этом здании.

Оказывается, что при знакомстве с Полтавой высокого гостя привлекла архитектура здания, и поэтому спешно послали за мной капитана, который меня так неуклюже доставил.

Я ошарашен. Немного путано рассказываю Никите Сергеевичу о том, что это здание было построено в 1907 году для русского земельного банка по проекту киевского архитектора Кобелева. Фасады стилизованы под формы русской архитектуры XVIII - XVIII веков с применением декора в цветной керамике и пластических бетонных деталей. Стены фасадов облицованы темно-красным «кабанчиком». Такая архитектура как бы противопоставлялась формам украинского модерна, в которых было сооружено в 1903-1908 годах здание земства на Петровской площади (ныне краеведческий музей)…

… Очередная остановка у сожженного краеведческого музея. Печальная картина! Меня уже не просят давать объяснения. Рассказывает М.С. Марков о том, как фашисты сожгли уникальное здание и бросили в огонь группу невинных граждан Полтавы, пытавшихся его спасти.

Затем Хрущев, обернувшись к расположенному перед музеем памятнику Шевченко, просит меня разъяснить, в каком стиле выполнен памятник? Отвечаю:

- В стиле конструктивизма, из железобетона.

И рассказываю, что в 1925-1926 годах скульптор Иван Кавалеридзе создал эту композицию в виде скалистого кургана, из которого вырастает могучая фигура Кобзаря.

Памятник Т. Г. Шевченко. Открытка 1930-х гг.

Никита Сергеевич замечает, что это стиль футуризма. Я пытаюсь разъяснить, что футуризм 20-х годов относится к поэзии. Адекватный стиль в архитектуре - конструктивизм. Хрущев обращает внимание всех, как фашисты изуродовали фигуру Шевченко и весь памятник, а затем говорит:

- Этот памятник непонятен народу. Его не следует реставрировать, а оставить как памятник фашистского вандализма.

И далее подчеркивает:

- Батько украинского народа заслужил, чтобы в Полтаве ему был поставлен новый памятник из бронзы, например такой, как в Киеве.

И, обращаясь ко мне: Вы подумайте, товарищ архитектор, подберите место для нового памятника, подготовьте условия конкурса на создание памятника Шевченко в Полтаве! А мы подскажем правительству, чтобы вам в этом помогли….

Все одобрительно восклицают: «Правильно, Никита Сергеевич! Следует создать в Полтаве новый, хороший бронзовый памятник Шевченко!»

Но до нового памятника дело не дошло, однако, памятуя указание Первого Секретаря, местное начальство долго не разрешало привести в порядок полуразрушенный памятник Шевченко.

Полтавчане помнят, наверное, что даже лет через десять после войны, верхняя часть памятника была разбита. Вместо руки торчал обнаженный арматурный стержень. Повреждена была голова монумента.

Только в конце пятидесятых, когда сменились не только секретари обкома, но даже инструктора, один из новых руководителей устроил разнос городским властям за поврежденный памятник.

Памятник Т. Г. Шевченко. Наше время

Александр Москаленко, главный редактор украинского он-лайн журнала о строительстве ProfiDom.com.ua 

 

Прочитано 1861 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: