Доктор филологии Алексей Григорьев был депутатом Верховного совета ЛР, 4 мая 1990 г. проголосовал за восстановление независимости Латвийской Республики. Был редактором русской версии газеты "Атмода" и редактором издания НФЛ Baltijas laiks, читал лекции по магистерской программе в Нью-Йоркском университете. Бывший научный сотрудник Национального демократического института США, работал в России, Грузии, Украине, Молдове и Азербайджане. Заместитель председателя Балтийско-Черноморского альянса.
Уже почти две недели (разговор состоялся 7 марта) российские войска продолжают вторжение в Украину, бомбят города суверенного государства, гибнет гражданское население, в том числе дети. Украинский народ не сдается. Большинство жителей России тонет в море лживой пропаганды Кремля и молча наблюдает. BNN спросил Алексея, почему так? Как можно с такой апатией и безразличием наблюдать, как страдает братский народ? И Алексей ответил, - "Русская нация больна".
- Это, конечно, метафора, но русский народ действительно болен. Так же, как во второй половине тридцатых годов и в начале сороковых прошлого столетия болен был немецкий народ. Было не так, что Гитлер навязал свою власть, а народ сопротивлялся. Люди верили, что он делает что-то нужное, нация заболела нацизмом. Думаю, что похожей болезнью - империализмом - болеет и русский народ, и эта болезнь еще не прошла. Конечно, это не означает, что каждый немец в то время или каждый русский сегодня болен этой болезнью. Я тоже наполовину русский, но это не значит, что я наполовину болен. И Англия в свое время тоже довольно тяжело пережила этот "соблазн империализма", она нелегко смирилась с тем, что в ее протекторате больше нет Индии, больше нет великой Британской империи, в которой "никогда не заходит солнце". Эта болезнь империализма характерна для наций, только одни с этой болезнью справляются легче, другие - тяжелее. Кажется, что русскому народу будет очень сложно от нее избавиться.
- Эта болезнь империализма в настоящее время требует от России очень много жертв. Одно дело - это экономический крах, к порогу которого огромная Россия с ее богатыми ресурсами уже приближается, другое, и гораздо более серьезное бедствие - это гибель огромного числа молодых парней в совершенно бессмысленной и преступной войне.
- По данным разных источников, на сегодняшний день с российской стороны около 12 тыс. погибших (данные на 8 марта). Думаю, что эта цифра реальная, давайте посмотрим, о скольких уничтоженных танках, бронемашинах и колоннах грузовиков ежедневно сообщается. Погибших в этой войне действительно много.
- В начале нашего разговора мы говорили об апатии, с которой люди в России наблюдают за происходящим. Но те матери русских солдат, чьи сыновья не возвращаются с войны, хотя бы они должны были бы призывать к протестам, чтобы ужасы войны поскорее закончились!
-- С войны в Украине сообщают, что за российской армией следуют мобильные крематории, и погибших, которых они успевают собрать, там уже сжигают. Матерям никто не сообщает, что их сыновья погибли. Если сообщают, то это происходит безразлично и жестоко. СМИ уже писали о случае в Саратовской области, где матери о смерти сына в первый день войны сообщили по телефону, а сообщение о его смерти прислали на WhatsApp. Когда и выдадут ли вообще ей останки погибшего сына, неизвестно. Могила вырыта, все готово к похоронам, а трупа нет. Все от нее "отмахиваются". Но она все же получила хоть какой-то документ. А у многих матерей вообще никаких документов не будет. Когда женщины будут искать своих сыновей, братьев, мужей, то, скорее всего, им сообщат, что они пропали без вести. А раз так, то и никакая компенсация не полагается. И в масштабе всей России эти затраты за погибших на войне будут большими, поэтому деньги будут пытаться сэкономить.
- Сокращается не только военный потенциал России, но и ее финансовые возможности. Откуда, с учетом санкций, Россия возьмет деньги?
- Я специально смотрел данные о том, какие суммы Россия получает за свои нефть и газ, и они внушительные - в последнее время ежедневно $600-700 млн. Поэтому я выступаю за эмбарго на торговлю нефтью и газом, но это значит, что и нам в Латвии придется пережить определенные трудности, так как газ идет в основном из России. Однако следует понимать, что, покупая российский газ, мы в каком-то смысле тоже финансируем войну России - сегодня против Украины, завтра и против Латвии. Могло быть только замораживание выплат до лучших времен. Можно было бы газ получать, а деньги копить на специальном счете.
- Вы действительно думаете, что такой сценарий в отношении стран Балтии возможен?
- Думаю, что да. Я абсолютно убежден, что в этой войне речь не идет только об Украине. Речь идет о мировом господстве, о месте России среди мировых держав. Это никакой не секрет - в декабре 2021 г. Россия предъявила всему западному миру письменный ультиматум о возвращении НАТО в границы 1997 г. А именно, войска НАТО должны уйти и, между строк понятно, что и защищать Латвию, Литву и Эстонию нельзя. По этому поводу очень хорошо высказался посол США в России Майкл Макфол. То есть, если твой сосед требует, чтобы ты в своем доме не устанавливал никакой сигнализации, это означает, что он собирается тебя обворовать. Путин этого и не скрывает, все это известно и ясно сказано - если он справится с Украиной, то следующим шагом будет шантаж НАТО и Запада ядерным оружием. В этом контексте мне кажется крайне подозрительным то, что Россия пытается захватить территорию украинских АЭС. В настоящее время Россия контролирует Чернобыльскую АЭС, крупнейшую в Европе Запорожскую АЭС и старается занять Южноукраинскую АЭС на севере Николаевской области. На мой взгляд, это часть того ядерного шантажа, с помощью которого путинская Россия пытается подчинить западный мир. Если говорим о возможном использовании ядерного оружия, то Путин достаточно сумасшедший, чтобы что-то такое сделать. Вообще, можно считать, что Третья мировая война уже началась.
- Здесь было бы к месту вспомнить поговорку "Как аукнется, так и откликнется". Как вы думаете, он действительно не боится, что в таком случае Россия получит равноценный ответ? Даже страшно подумать о возможных последствиях.
- Вспомните, он как-то сказал - мы попадем в рай, а они просто сдохнут ("Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен, но мы являемся жертвами, и мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут и даже не успеют покаяться" - Путин на конференции на "Валдае" 19 октября 2018 г.). Это можно трактовать примерно так - зачем нужен мир без России? Если Россия не великая держава и не имеет такого же статуса, как Америка, то пусть этот мир погибнет. Как видите, о благополучии русского народа не говорит и не думает. Только о величии империи.
- Вопрос в том, риторика ли это, или действительно так думает глава большой, обладающей ядерным оружием страны?
- Очень многие евреи говорили, что один из уроков Холокоста состоит в том, что если один сумасшедший говорит: я вас всех уничтожу, то не надо над этим смеяться. Нужно верить и что-то делать на благо - либо бежать, либо попытаться избавиться от этого сумасшедшего. Думаю, что это стопроцентно тот самый случай. Вы смотрели передачу, где на Совете безопасности России рассматривался вопрос о признании поддерживаемых Россией самопровозглашенных бандами боевиков республик на востоке Украины? Я посмотрел, и впечатление было пугающим. Война еще не была объявлена, все они согласились с признанием этих двух псевдореспублик, но заикались и дергались. Сергей Нарышкин вообще говорить не мог, трижды ошибся, какое решение он признает и поддерживает. Когда началась война, мы поняли, почему они так заикались. Судя по всему, Путин сообщил им о своем решении напасть на Украину, и они этого не ожидали. Насколько я понимаю, этого не ожидал и Сергей Лавров. Допускаю, что все они думали, что это шантаж. Нарышкин и Лавров все же что-то понимают. Они продались черту, но они не дураки и, думаю, хорошо понимают, что то, что Путин хочет сделать, это безумие.
- Это понятно. Но всегда остается актуальный во все времена вопрос: что делать?
- Необходимо приложить все усилия, чтобы Украина в этой войне не проиграла. Между прочим, Путин уже сейчас считает, что в Украине он воюет не с украинцами, а с НАТО и Америкой. Об этом свидетельствует его риторика. Если он будет способен сделать следующий шаг против Запада, то в этом не будет ничего нового ни для самого Путина, ни для его людей. Мы здесь еще считаем, что "парень шутит", но он не шутит.
- Против России уже сейчас введено самое большое число санкций в мире. В результате приближенные к Путину олигархи, которые еще пару недель назад были чрезвычайно богатыми людьми с миллионами и миллиардами на банковских счетах, яхтами и виллами за рубежом, вскоре после начала войны, если так можно сказать, проснулись, по их собственным меркам "голыми и бедными". Они действительно не переживают по этому поводу?
- Конечно, да. Они пытаются что-то делать и откупиться, например, Роман Абрамович продает свой футбольный клуб Chelsea и даже обещает полученные деньги отдать Украине. Также приближенный к Путину алюминиевый король Олег Дерипаска, находящийся под санкциями, выступил с обращением против войны. И хотя прямо он этого не сказал, но между строк можно было понять такую мысль: когда избавимся от Путина, будет так и так. Многие богатые и влиятельные в России люди имеют похожую позицию. Могут ли они что-то реально сделать? Вряд ли. Отключить этот бункер от воды, связи и возможности нажать на ядерную кнопку способны только российская служба безопасности и военные учреждения. Трудно сказать, как будет дальше развиваться ситуация, однако нельзя и полностью исключить возможность переворота.
- Величие российской армии во многом оказалось мифом. Старая военная техника, у солдатских пайков уже семь лет назад истек строк годности, недавно читала, что у военнослужащих отнимают документы и личные жетоны с именем и фамилией, чтобы нельзя были идентифицировать погибших. Неужели хотя бы у части армейских при виде этого не возникнут сомнения?
- Мы на это надеемся, что действительно возникнут. Я не служба безопасности, не военный, но истории известно немало случаев, когда высокопоставленные военные должностные лица инициировали или участвовали в государственных переворотах. Например, можно вспомнить российского императора Павла I, обвинявшего австрийцев и англичан в неудачах в наполеоновских войнах 1798-1800 гг. Между прочим, и Павел I, будучи противником французской революции, к тому же одержимый ненормальной манией контроля, в 1800 г. среди прочего запретил слова "революция" и "свобода", а в столице царил настоящей террор тайной полиции. Он был убит группой заговорщиков-аристократов, в которою входили и высокопоставленные военные, и большую роль сыграл тогдашний губернатор Курземе и Риги Петер Людвиг фон Пален. В сегодняшней России аристократов нет...
- Зато есть достаточно много людей, для которых миллион долларов - не деньги и которые рискуют потерять свое нажитое не совсем честным путем благосостояние на все времена.
- Они действительно боятся остаться ни с чем, если весь мир начнет изучать, где их деньги и собственности. В России жить уже неинтересно, там не Майями, не юг Франции, не Испания. Люди хотят жить в хорошей среде, где безопасно, где люди друг друга не боятся. И все это можно найти где-то в другом месте, не в России.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать в этих действительно сложных и тревожных геополитических условиях, чтобы избежать самого худшего сценария?
- Нужно поддерживать Украину и индивидуально, и на государственном уровне. В наших общих интересах, чтобы эта война в Украине закончилась разгромом России. К тому же, чтобы она закончилась настолько болезненно, чтобы русский народ освободился и от Путина, и ото всех имперских амбиций, какие там сейчас есть. Именно поэтому поддержка всех стран НАТО, Европейского союза, Америки и других стран мира Украины - это сейчас задача номер один.