«Киевводоканал» представил концепцию проекта реконструкции Бортнической станции аэрации. По мнению специалистов, проект реконструкции должен предусматривать строительство на всех блоках станции новой линии очистки стоков с использованием технологии денитрификации и дефосфотации.
По технологии 60-х годов, которая кардинально с тех пор не изменилась, сооружения биологической очистки БСА были рассчитаны на достижение лишь трех показателей в очищенной воде. Другие показатели качества очистки при разработке проекта вообще не определялись - тогда в этом не было необходимости. На сегодня же качество очищенных стоков необходимо контролировать 14-ю основными показателями. Более того, за последние годы содержание в нечистотах азота аммонийного вырос почти в два раза, а фосфатов - более чем в 2-2,5 раза.
Следующая проблема БСА, которую будущий проект должен решить, - это чрезмерное энергопотребление. Сегодня за год станция потребляет 142 миллионов 600 тысяч киловатт-часов. Почти 60% всей энергии, необходимой для работы БСА, расходуется только на функционирование воздуходувных агрегатов, осуществляющих подачу воздуха в аэротенки. Энергопотребление канализационных насосных станций составляет 35-40%.
Из-за выделения в атмосферу соединений сероводорода и аммиака, от неприятного запаха страдают жители жилых массивов Позняки, Осокорки и Харьковского массива - это около 500 тысяч киевлян. Поэтому проект должен предусматривать установку линии деодорации на всех трех блоках станции.
Накрытию, т.е. герметизации, подлежат камеры подводящих коллекторов, грабельные отделения, песколовки, подводящие каналы и первичные отстойники БСА. Таким образом будет преодолено загрязнение воздуха.
Еще один вопрос, который требует неотложного решения, - это обработка ила на станции. Нынешняя схема на сегодня не только неэффективна, но и вообще неприемлема для применения. Ежесуточно на станции после очистки стоков образуется около 12000 кубических метров осадка, с 1985 года накапливается и транспортируется на иловые площадки. Сейчас на полях, площадью 272 гектара, находится более 9 млн. м3 ила, этот объем превышает проектные нормы в три раза.
После реконструкции станции аэрации будет действовать линия обработки осадка. Механическое обезвоживание позволит сократить объемы в 10-12 раз. Такой ил будет пригоден для дальнейшей утилизации. Подобная технология применяется во многих странах мира.
Кроме собственно станции, капитального ремонта требуют семь дюкерных переходов БСА, предназначенные для транспортировки сточных вод с правобережной части Киева на очистные сооружения.