Галина Чуприна с прошлого века руководит одной из киевских станций метро и за эти 30 лет уже многое здесь повидала. Но никогда и подумать не могла, что ее родная станция станет убежищем для тысяч людей.
С первых дней войны все подземные станции киевского метрополитена заработали как убежища. Наземные - в целях безопасности - закрыли. Когда шли ожесточенные бои в городе, станции даже закрывали на гермозатворы. Сюда, к Галине, в одну из первых ночей войны пришло более 2 тыс. человек, передает LRT.
Пускали всех - с собаками и котами, с птицами и хомяками. Галина в те дни стала не просто начальницей - она была и психологом, и врачом, и второй мамой для всех, кто пришел сюда в поисках спасения от обстрелов и бомбежек. Женщина вспоминает: бывали ночи, когда здесь было так много людей, что невозможно было пройти.
"Я посередине ставила стул и проводила инструктажи. Мы отрабатывали разные ситуации. Когда переночевали ночь - на следующий день шли делать стратегические запасы еды и воды", - говорит начальник станции киевского метрополитена Галина Чуприна.
С продуктами и медикаментами помогали волонтеры. На каждой станции киевского метрополитена для людей открыли санузлы, душ и медпункты. Все это скорее напоминало общежитие. И неудивительно, ведь здесь люди действительно жили. Сутками, а порой - неделями. Раскладывали матрасы, карематы, кто-то даже ставил палатку.
"Мы ночуем тут, а днем ходим домой привести себя в порядок. Тут намного спокойнее. К тому же здесь хорошая хозяйка", - говорит киевлянка Галина.
В первые дни войны из убежища решались выйти не все. Киевлянка Кристина с тремя детьми боялась покидать подземку. И ее можно понять: для нее эта война - уже вторая. 8 лет назад Кристина уже бежала из оккупированного российскими войсками Донецка.
На перроне станции жизнь людей будто разделилась. Один из вагонов везет людей на другой конец Киева, в другом люди живут постоянно. Ночью на сиденьях спят, а днем - работают.
Учитель младших классов Катя проверяет диктант своего ученика.
"Мальчик прислал диктант - проверяем. Диктуем, работаем", - говорит она.
Чтобы люди могли работать дистанционно и быть в курсе новостей, на большинстве станций подключили бесплатный Wifi.
Вход в столичное метро сейчас бесплатный для всех. За эти полтора месяца подземка понесла огромные убытки - на данный момент их даже сложно подсчитать. Глава метрополитена предполагает, что бюджет Киева недополучит сотни тысяч долларов.
"Мы сейчас выполняем свою вторую функцию, она у нас сейчас на первом месте - это укрывать людей. Когда победим, когда люди, которые потеряли работу, смогут на нее вернуться, только тогда мы сможем рассмотреть этот вопрос", - говорит Виктор Брагинский, начальник метрополитена Киева.
В качестве укрытий продолжают работать харьковский и днепровский метрополитены. Сотни людей по сей день остаются жить и в киевском - даже несмотря на то, что столица уже оживает и потихоньку затягивает свои раны.


