Эксперт напомнил, что для многих бизнес-центров прошлый год стал годом сохранения арендаторов на любых условиях.
"Основная задача на начало осени была пережить зиму с арендаторами. На любых условиях. Главное, чтобы те платили коммунальные и ОРЕХ (часто не в полном объеме). Но с приходом блэкаута началась миграция, люди, работавшие обычно из дому, переезжали в коворкинги, где были дизель-генераторы и интернет", - рассказал Ленченко агентству "Интерфакс-Украина".
По его словам, в результате столичные офисы в блэкаут были заполнены практически полностью. Был создан временный ажиотаж, что привело к открытию новых локаций. Однако уже в январе, когда все стабилизировалось и многие решили вопрос с бытовыми электростанциями, ситуация вернулась к предыдущим показателям.
"Новички продолжают набирать резидентов, но спрос на них значительно упал. Спрос по-прежнему высок на готовые офисы - с ремонтом, мебелью, дизель-генераторами и укрытием", - подчеркнул эксперт.
Он отметил позитивный системный тренд последних месяцев - активизацию арендаторов.
"Многие IT-компании, которые релоцировались на Западную Украину, начали возвращаться домой, в Киев. И не айтишниками едиными - много запросов и сделок от некоммерческих и международных организаций", - сообщил Ленченко.
Он привел пример недавних сделок allbc. С просьбой найти готовый офис на более 200 сотрудников обратилась IT-компания, в процессе поиска и согласования договора аренды выяснилось, что в Киев хотят вернуться значительно больше сотрудников. В результате вместо офиса площадью 2 тыс. кв. м эта компания арендовала два офиса суммарной площадью около 4 тыс. кв. м. Другая IT-компания недавно арендовала 800 кв. м офис с ремонтом и мебелью в БЦ на Подоле.
Но в целом, по словам эксперта, основной запрос арендаторов и сделок наблюдался на формат площадью около 200 кв. м.
"Как правило, это средний бизнес, который приспосабливается к текущим условиям или оптимизирует площади", - говорит он.
По информации ProfiDOM.com.ua, еще один тренд - от крупных арендаторов большими оборудованными офисами на правом берегу начали поступать запросы аренды офисов/рабочих мест в коворкингах на левом берегу.
Таким образом, обеспечиваются комфортные места для сотрудников, которые в целях безопасности предпочитают работать ближе к дому.
"Критерии те же: с ремонтом, мебелью, дизель-генератором и укрытием", - подчеркнул Ленченко.
Также он выделил в отдельную категорию потенциальных арендаторов, с которыми, несмотря на высокую вакантность, большинство арендодателей не хотят связываться.
"Речь о так называемых "музыкантах", колл-центрах, где громко играет музыка. Сейчас они себя называют айтишниками, маркетологами и даже аграриями, но, как правило, это аферисты. Средняя арендуемая ими площадь - от 500 до 2 тыс. кв. м, но учитывая шлейф, который они оставляют после себя, с ними не хотят иметь дело", - подчеркнул Ленченко.
Эксперт также отметил, что, несмотря на войну, есть и сделки на рынке купли-продажи офисных помещений/зданий.
"На рынке есть покупатели. Обычно приходят с предложением дисконта от 30% до 50%. Зарубежные инвесторы, которые верят в победу, уже начинают присматриваться к покупке, потому что понимают: сейчас самое время", - говорит он.


