Один из величайших зодчих XX века, «последний модернист», так он вошел в историю мировой культуры. Великий бразильский архитектор говорил, что задача зодчего – менять мир. И делал это всю свою долгую жизнь.
Оскар Нимейер был коллегой и единомышленником легендарного Ле Корбюзье. Они встретились в 1936 году – вместе работали над зданием Министерства образования в Рио-де-Жанейро, потом оба участвовали в конкурсе на проектирование здания ООН в Нью-Йорке. Их архитектурные мировоззрения во многом сходились и во многом и расходились. Архитектуру Нимейера отличает пластичность, выразительность и теплота. Он одним из первых увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона.
Несмотря на остроту и необычность, проекты Нимейера всегда детально разработаны, функционально и конструктивно обоснованы, зачастую сообщая функции неожиданное, но весьма рациональное воплощение. Нимейер постоянно стремится к обогащению архитектурной формы: к пластике и контрастным сопоставлениям объёмов, к динамичности членений, к разработке фактуры поверхностей, к введению цвета, а также к включению в архитектурную композицию произведений смежных искусств.
Он построил «самый удобный в мире город», «идеальный город» - столицу Бразилии - город Бразилиа. Единственный в мире город, который с высоты птичьего полета имеет абрис летящего самолета: фюзеляж - центральная ось города, там находятся основные общественные здания и крылья – жилые районы.
Построенный на месте пустыни город утопает в зелени, искусственные озера создают микроклимат даже в самую большую жару, каждый дом повернут под оптимальным углом, и именно так, чтобы было больше тени, все административные здания спроектированы в расчете на то, чтобы работать там было удобно.
Оскар Нимейер скончался в в Рио-де-Жанейро 5 декабря 2012 года, не дожив всего лишь 10 дней до своего 105-летнего юбилея.