Проект был рассчитан на проживание 12 тысяч человек в 2800 квартирах. Рациональность зданий комплекса заключалась, например, в лифтах, которые останавливались через каждые три этажа, а также лестницами в крайних секциях. На уровне первого, четвертого и десятого этажей лестницы объединялись широкими проходами – галереями. Предполагалось, что галереи не только обеспечат доступ к лифтам, прачечным и местам хранения велосипедов, но и станут территориями для общения жильцов дома. Авторы проекта получили премию Американского института архитектуры.
Жилой комплекс Пруитт-Айгоу сильно напоминает родные нам спальные районы с обезличенными домами, детскими садами, школами и универмагами. Открытие комплекса в 1956 году было широко освещено в прессе. Планировалось, что аналогичные социальные проекты будут внедрять на всей территории США. Изначальный план проекта предусматривал два независимых квартала – для цветных и для белых жителей (Прюитт – квартал для цветных и Айгоу – квартал для белых жителей комплекса). Но после отмены сегрегации в 1954 году жилые дома были заселены смешано: белыми и черными жителями (50/50).
Однако, уже через год, белых семей стало значительно меньше. А через три года в Пруитт-Айгоу осталось лишь малообеспеченное черное население. Район превратился в тот же гетто, которым был изначально до постройки Пруитт-Айгоу - разбитые стекла, мусор и антисанитария, преступность, нищета и наркомания. Лифты были разломаны и загажены. Вдобавок, остановка через каждые три этажа сделала их идеальным местом для преступлений. К тому же, безлюдные лестничные пролеты на этажах без лифта стали также небезопасны. В подъездах были разрушены системы освещения и пожаротушения. Стены были ободраны и расписаны.
Некогда хваленые галереи для общения соседей стали местом сборищ криминальных компаний. Попасть в свою квартиру в отдельных случаях можно было с риском для жизни. Публичные комнаты для стирки и кладовые были разгромлены и сразу стали небезопасны. Счастливцы воровали ключи и вешали на них свои замки. Люди боялись ездить в лифтах, оставаться в квартирах и попросту заходить в подъезды. Детей страшно было выпускать без присмотра даже за пределы квартиры. Почти, как у нас.
Спустя десять лет власти города попытались реабилитировать микрорайон Пруитт-Айгоу, потратив около 7 млн. долларов на его спасение. Был вывезен мусор, покрашены стены подъездов, вставлены стекла, отремонтированы лифты и проведены другие работы по благоустройству территории комплекса. Также, была предпринята попытка выровнять структуру заселения домов, так как большинство проблем вытекало из социального состава жителей комплекса. Жители Пруитт-Айгоу жили на пособия или работали на низкооплачиваемых работах. Но все попытки властей стабилизировать ситуацию ни к чему хорошему не привели. Жилой комплекс продолжал самоуничтожаться.
Пытаясь как-то компенсировать убытки по содержанию Пруитт-Айгоу, власти подняли арендную плату за квартиры в три раза. Но в итоге, проще стало эти дома уничтожить, чем содержать. После многочисленных безуспешных попыток улучшить криминогенную ситуацию в жилом комплексе, 16 марта 1972 года по решению Федерального правительства было взорвано первое здание, затем в течение двух лет — и все остальные. Полностью территория была расчищена в 1976 году. Уничтожение домов жилого комплекса широко транслировалась по американскому телевидению, так же как и в свое время и открытие Пруитт-Айгоу. С тех пор, Пруитт-Айгоу - один из самых известных неудавшихся проектов социального жилья США.
Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua