"При этом будет наблюдаться смещение потребительского спроса на товары для детей и продукцию стоковых магазинов, что приведет к росту количества точек таких ритейлеров. Также обострение конкуренции и стремление граждан к экономии станут причиной массовых реконцепций действующих объектов с учетом новых рыночных реалий", - отмечает она.
По мнению Евгении Локтионовой, в ближайшем будущем после периода изоляции будет наблюдаться существенный всплеск рождаемости, что приведет к увеличению спроса на товары для детей. Действительно, кризисы прошлых лет всегда приводили к росту рождаемости. Например, шведская компания IKEA, предвидя такое развитие событий, планирует увеличить запасы товаров для детей. Кроме того, в компании уже отмечают рост спроса на офисную мебель и товары для кухни.
Еще одной тенденцией в ритейле станут перемены в сегменте одежды и обуви. После снятия ограничений главной характеристикой покупательского поведения станет стремление сэкономить, в результате чего широкое распространение получат сети более низкого ценового сегмента, а мировые брэнды начнут тотальные распродажи.
"Несмотря на усиление онлайн-продаж, как отмечают аналитики из Rakuten Intelligence, только за первую неделю апреля сбыт одежды и обуви упал на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Поэтому участники рынка столкнулись огромными остатками продукции на складах, - подчеркивает Евгения Локтионова. - В связи с этим большинство ритейлеров пойдет на беспрецедентные для этого сезона распродажи. В ближайшие несколько месяцев скидки до 70% станут практически нормой. Еще одним путем для реализации залежей одежды могут стать стоковые магазины. После карантина мы увидим открытие стоковых магазинов в Киеве и городах-миллионниках по всей Украине".
Следствием карантина станет также рост спроса на товары здорового образа жизни: от торговли спорттоварами до продукции для здорового питания. При этом многие магазины частично переформатируются в шоурумы и пункты примерки и выдачи заказов. Но онлайн точно не сможет дать ритейлу оборот, сопоставимый с классическими магазинами, поэтому полностью офлайн не заменит.
Если рассматривать выход отрасли торговой недвижимости из карантина, то стоит учесть, что какое-то время во всех ТРЦ сохранится жесткий эпидемиологический контроль. Поэтому торговые центры, как и прочие общественные места, продолжат дезинфекцию и будут призывать граждан соблюдать социальную дистанцию.
"Однако все эти ограничения и сложности не оттолкнут от моллов соскучившихся покупателей", - отмечает директор UTG.
Тем не менее, на фоне снижения доходов граждан моллы будут вынуждены бороться за каждого посетителя и успешного ритейлера.
По информации ProfiDOM.com.ua, наиболее прозорливые ТРЦ обновят свои концепции с расчетом на усиление коммуникации с покупателями и пойдут на снижение ставок аренды из-за падения спроса. В ближайшее время многие окажутся перед дилеммой: сохранить все как было или меняться ради восстановления дохода. Ведь большинство действующих ТРЦ морально и физически устарело, требует текущего ремонта, замены мебели на фуд-кортах, переосмысления зон отдыха, модернизации навигации и дополнительных сервисов для посетителей.
"Как бы там ни было, будущие несколько месяцев для отечественного ритейла и торговой недвижимости станут временем поиска новых возможностей и уникальных решений", - резюмирует Евгения Локтионова.