В своем докладе Евгения Локтионова представила анализ оборота розничной торговли по регионам. По ее словам, несмотря на сильное падение оборота в весенние месяцы в связи с карантином, летний период порадовал очень высокими показателями. Согласно статистике, оборот августа по сравнению с августом 2019 г. увеличился на 8,31% и составил 748801 млн. грн.
"В то же время рынок торговой недвижимости обогнал главные торговые столицы СНГ, - отметила руководитель UTG. - По уровню насыщенности торговыми площадями на 1 тыс. жителей Киев продемонстрировал показатель 619,9 кв. м. Это говорит о том, что наблюдается дальнейший рост конкурентных угроз на рынке. В частности, в 2020 г. в Украине из торговых центров открылись: Retroville в Киеве, Appolo (вторая очередь) в Днепре, там же "Дафи" (вторая очередь) и Neo Plaza (Материк)".
Еще больше ТРЦ заявлено к открытию в 2021 г. Планируется открытие 11 ТРЦ: в Киеве (XiT MALL (NOVUS E40), "Балтийский", Standart One), в Одессе ("Остров", "Меркурий"), в Харькове (Planeta Mall, Nikolsky), в Виннице (sMall, Megamall (вторая очередь)), в Ужгороде (Atrium) и в Каменец-Подольском (Brama). Это приведет к дальнейшему росту конкуренции.
По информации ProfiDOM.com.ua, отдельная часть доклада была отведена вакантности в торговых центрах. Согласно данным аналитиков компании UTG, вакантность в ТРЦ Киева составила 14,1%. Динамка демонстрирует, что в Киеве увеличение показателя вакантности в первую очередь связано с открытием новых ТРЦ, а не с отказом арендаторов. В частности, большой скачок - с 7,4% до 12,8% - наблюдался в 2019 г. в связи с открытием "Караван Outlet" и Blockbuster Mall. В 2020 г. этот показатель увеличился на 1,3% в связи с открытием Retroville.
По словам Евгении Локтионовой, это свидетельствует о приближении первичного насыщения рынка, поскольку открытие любого крупноформатного торгового центра на фоне ограниченного ассортимента активных ритейлеров ощутимо влияет на показатель среднерыночной вакантности. При этом среднесуточная посещаемость торговых центров в 2020 г. из-за карантинных ограничений снизилась. Директор UTG отметила, что большое падение произошло в окружных ТЦ (с 992 человек на 1 тыс. кв. м (2019 г.) до 694 человек). Региональные ТРЦ оказались более устойчивыми к кризису, и падение посещаемости в них было не таким сильным (снизилось на 45 человек с прошлого года, составив 424 человек на 1 тыс. кв. м).
Также Евгения Локтионова отметила, что затягивание строительства и перенос сроков открытия ТРЦ не позволили части новых операторов открыться в заявленные сроки, но их появление возможно в 2020-2021 гг. Ожидается выход таких крупных брэндов: FLO (Турция), Ikea (Швеция), S&A (Нидерланды), Burger King (США), Eataly (Италия), Home & You (Польша) и Stella McCartney (Великобритания).