ЛКМ Утепление Окна и двери Технологии Техника | Рынок Аналитика Новости компаний



Среда, 22 июня 2022 16:00

В российском автопроме начались увольнения из-за войны и санкций

Автомобильный концерн Volkswagen предложил сотрудникам своего подразделения в Нижнем Новгороде добровольно расторгнуть трудовые соглашения в течение июня с выплатой до шести окладов. Это первая известная программа добровольного ухода сотрудников из-за кризиса, вызванного войной с Украиной.

В "Фольксваген Груп Рус" подтвердили эту информацию и уточнили, что сотрудникам предложили не только финансовую компенсацию, но и медицинскую страховку до конца года, а также личное IT-оборудование для тех работников, к кому это применимо.
В нижегородском подразделении Volkswagen, по данным профсоюзов, работает около 200 человек. Площадка находится в простое с 3 марта, и выпуск вряд ли возобновится из-за санкций США в отношении ГАЗа.
Сам Volkswagen не делал каких-либо заявлений о разрыве соглашения о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и Skoda на ГАЗе, но, по данным СМИ, довел до дилеров информацию, что в 2022 г. сборки в России, в том числе и на собственной площадке в Калуге, не будет. При этом уходить с российского рынка, по крайней мере, марка VW не хочет, говорят источники издания.
Как рассказывают сами работники VW в Нижнем Новгороде, местное производство, скорее всего, точно закроют - в лучшем случае концерн сохранит свою сборочную площадку в Калуге. Именно поэтому значительная часть из 200 нижегородских работников уже согласилась на "парашют" от VW, хотя точных сумм выплат люди пока не знают.
- Сначала был шок, на самом деле, - рассказывает "Радио Свобода" сотрудница нижегородской сборочной площадки Volkswagen Ирина Т. (просит не называть ее фамилию). - Мы, конечно, думали, что это будет, но не прямо сейчас, а в сентябре хотя бы или под Новый год. Потому что вроде какие-то совещания были, переговоры велись с ГАЗом. До последнего надеялись. Но потом собрали нас и сказали: "Вот! Мы не заставляем, но кто хочет определиться, скажем так. Ну, чтобы искать следующую работу". И основная масса, я так понимаю, решила все-таки взять деньги и идти искать работу. Которой сейчас нет, блин!
Соглашение о начале контрактной сборки автомобилей Volkswagen и Skoda на площадях Горьковского автозавода было подписано 11 лет назад, в июне 2011 г. А первым о договоренности с германским концерном объявил годом ранее Путин, тогда премьер-министр России.
"Я встречался с руководством Volkswagen, мы обговаривали возможность расширения сотрудничества. Они активно прорабатывают возможность развернуть новое производство на мощностях ГАЗа, - сообщал Путин на конференции "Единой России" в Нижнем Новгороде в сентябре 2010 г. - Если это произойдет, это даст высокий уровень производства мировой техники".
После начала войны в Украине и вступивших санкций в России остановились практически все автосборочные производства. В отношении ГАЗа санкции долгое время откладывались, но все решила "спецоперация". Поставки запчастей для нижегородского производства VW остановлены, а Путин говорит теперь о "технологическом суверенитете".
"Конечно, это не означает, что абсолютно все производственные процессы в автопроме должны проходить именно у нас, в нашей стране, но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть, конечно же, российские", - уточнил Путин 16 июня на совещании по проблемам автомобильной отрасли в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
За десять лет по технологии полного цикла в Нижнем Новгороде собрали более 400 тыс. автомобилей Skoda и Volkswagen. При этом уже в прошлом году производство работало далеко не на полную мощность: было собрано 52 тыс. машин при возможностях площадки в 132 тыс. Именно в Нижнем Новгороде работникам автопрома впервые в России предложили особые условия добровольного ухода с работы: помимо значительного выходного пособия, обещано сохранение медицинской страховки до конца года. Те, кто согласились на этот вариант, по сути, выбрали хоть какую-то определенность, хотя могли и дальше числиться на предприятии в режиме простоя.
- Мы задавали вопрос: "Как долго вы нас будете кормить на две третьих оклада?" Они (работодатели) на это не отвечают, - говорит Ирина Т. - По договору они нам должны за три месяца до увольнения уведомление вручить. И два оклада выплатить. По сути, разница небольшая, плюс если мы еще стоим на бирже труда, то еще один оклад получаем. Но мы же не знаем, когда они нас будут увольнять! Допустим, вот в июне большинство уволится - и они остальных сократят без зазрения совести! А может, наоборот, еще год не будут никого сокращать - мы не знаем! Никакой конкретной информации у нас нет. Ну, я так думаю, у них самих нет понимания. Они сказали: "Сейчас высокая степень неопределенности".
На прошлой неделе стало известно, что профсоюз работников автомобильной индустрии "Единство" и первичная профсоюзная организация ООО "Фольксваген Груп Рус" помогли работникам нижегородского предприятия добиться других условий добровольного расторжения трудовых договоров: им выплатят не шесть окладов, а шесть зарплат. Впрочем, Ирина не уверена, что это обернется повышением выплат, поскольку рассчитывается фактическая средняя зарплата за год, а год был непростым: производство часто простаивало из-за проблем с поставками полупроводников и других запчастей.
- Мы пока итоговых сумм не видели. Нам сказали: "Мы вас на следующей неделе позовем, когда подготовим документы". Сегодня мы просто выразили согласие - окей, мы готовы принять предложение! А через несколько дней уже будет сумма прописана, и мы окончательно решим, соглашаться или нет, - говорит сотрудница VW в Нижнем Новгороде.
У тех коллег Ирины, которые еще колеблются, есть время до конца месяца, но выплаты для них будут уже ниже. Нижегородские власти уверены, что проблем с трудоустройством у бывших работников VW не будет.
- Учитывая квалификацию работников завода "Фольксваген", они будут востребованы на других предприятиях региона, - заявил замгубернатора Нижегородской области Андрей Саносян. - Знаю, что некоторые сотрудники уже получили предложения о работе. При необходимости управление по труду и занятости населения окажет всю необходимую поддержку в трудоустройстве.
На Горьковском автозаводе ситуацию не комментируют. За период санкций с 2014 г. автозавод в Нижнем потерял уже двух партнеров: сначала было свернуто контрактное производство автомобилей Chevrolet Aveo, а затем - микроавтобусов Mercedes Sprinter. По словам работников VW, ГАЗ имеет существенное влияние на судьбу последнего проекта контрактной сборки.
- Ну, еще сторона ГАЗа есть, у них свои требования. Если, допустим, по Калуге наши могут сами решать, это их площадка, то здесь все решается не в одностороннем порядке. Но, как говорят калужане наши, их завод - это дело времени. То есть они думают, что тоже будут закрывать. А кто-то, наоборот, говорит, что есть информация о заморозке завода в Калуге на два года - только одни слухи, - рассказывает Ирина Т.
На фоне этой неопределенности Путин призывает "сформировать стратегические подходы к развитию отрасли", чтобы обеспечить россиян доступными автомобилями. Между тем май стал худшим месяцем в истории российского авторынка: по данным агентства "Автостат", продано лишь 27,5 тыс. новых легковых и легких коммерческих машин. Это на 78% меньше, чем в мае прошлого года.

Прочитано 157 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: