Может сложиться впечатление, что США и ЕС идут на ослабление санкций в отношении Москвы, введенных из-за войны в Украине. Так ли это? В эфире "Настоящего времени" рассказал Тимофей Милованов, президент Киевской школы экономики.
- Вы видите какой-то тренд на смягчение санкций против России?
- Нет. Эти санкции можно условно разделить на три части. Турбины, агро и конкретные лица. Турбины - санкции, которые ввела Канада, по сути, делают "Северный поток - 1" невозможным, то есть "Северный поток - 1" и "Северный поток - 2" полностью невозможны. Это, видимо, ошибка была, это неожиданное решение, они сами, наверное, этого не увидели. Поэтому история с канадской турбиной, которая возвращается в Германию, объективно, Германия была бы в очень тяжелой ситуации в отношении поставок, потому что ни "Северный поток - 1", ни "Северный поток - 2" не работали бы. И началось бы давление, что какой-то из этих потоков все-таки надо бы восстановить. Вторая история - это по агро. США не хотят быть обвинены в том, что они каким-то образом влияют на мировой кризис. И поэтому на днях четко прояснили, что их санкции не распространяются на агропозиции.
- Сообщения Bloomberg о том, что ЕС обговаривает снятие санкций с отдельных россиян, потому что они якобы наложены на слабых основаниях, вы как расцениваете?
- Среди этих людей есть действительно фамилии тех, кто очень активно пытается дистанцироваться от России и ее режима. Поэтому какая-то работа ведется, если они могут обосновать.
- Это какие фамилии?
- Конкретно Фридман или даже Абрамович. Насколько это будет доказано и обосновано, насколько это будет принято во внимание, посмотрим, какие будут решения в Евросоюзе.
- Фридман и Абрамович? А еще?
- Других я не знаю. Но мое понимание, что, в общем, российские элиты пытаются дистанцироваться, те, которые могут себе это позволить. То есть они смотрят в будущее после Путина или без Путина.
- Также идут переговоры о разблокировке украинских портов для вывоза на продажу украинской сельхозпродукции. И звучали предложения из России снять с них санкции. Какой ваш прогноз?
- У украинской стороны в этих переговорах очень четкая позиция. Первое: никакой торговли санкциями. И второе, что это должно быть под эгидой ООН. То есть они должны быть не просто стороной, присутствующей на переговорах, а стороной в конвоях и так далее, чтобы этот процесс был устойчивый, чтобы не произошло что-то, что через месяц, через два опять заблокировало бы порты или создало бы кризисную ситуацию с едой, с продовольственной безопасностью. Переговоры я не могу комментировать, потому что они в процессе, ожидается следующий раунд через неделю. И, кроме того, у меня нет прямой информации. Но мое ожидание: стратегически они достигнут результата, я не знаю, когда. То есть порты будут разблокированы, а вот будет ли это в результате этих переговоров или, может быть, позже, я думаю, просто мир не допустит того, что будет кризис продовольствия. Это просто невозможно.
- Тут же вопрос в том, что не допустит какой ценой: в обмен ли на санкции?
- Да, но санкции же можно снимать и можно вводить. То есть санкции будут продолжаться.
- Так и порты можно блокировать и разблокировать.
- Да, и эта игра будет продолжаться, я думаю. То есть будут угрозы блокировки портов, будет все равно эскалация санкций, и эти "кошки-мышки" будут продолжаться постоянно. Но на самом деле многое будет зависеть от того, какая будет ситуация на фронте. Чем успешнее будет сдерживаться Россия, тем больше они будут готовы идти на уступки, в том числе и в разблокировке портов.


