С начала полномасштабной войны в Украине деятельность украинских журналистов стала особенно значимой и сложной. В интервью Русской службе "Радио ЛРТ" Сергей Томиленко рассказал о специфике работы украинских журналистов после 24 февраля.
"Сотни журналистов делают репортажи с передовой, они ежедневно подвергают свою жизнь опасности", - говорит журналист.
В условиях войны Национальный союз журналистов старается помогать коллегам, находящимся в беде, а также поддерживать работу союза.
Многие журналисты находятся в эвакуации, констатирует украинец, поэтому редакциям нужно решать, что делать дальше - либо с нуля создавать цифровые платформы и работать дистанционно, либо менять направление деятельности в журналистике, либо вообще уходить из профессии.
Как подчеркивает Томиленко, у журналистов изменилось ощущение ответственности - оно усилилось, каждый журналист и СМИ понимает, что любая публикация может навредить украинским военным. Журналисты еще тщательнее перепроверяют информацию, прислушиваются к рекомендациям властей и ограничивают передачу тех или иных данных.
Нередко такие ограничения называют цензурой, которая нарушает свободу слова. По словам Сергея Томиленко, цензура - это наперед согласованные материалы. Он подчеркивает, что в Украине существуют единые публичные правила военных властей, согласно которым каждый журналист и СМИ должны ограничивать публикацию некоторых данных, таких как передвижение украинской армии или прямая трансляция с места взрыва. Власти аргументируют это тем, что данная информация может сыграть на руку врагу и навредить Украине.
Независимые журналисты являются также мишенями для оккупантов и на оккупированных территориях подвергаются преследованиям.
"От наших коллег требуют вести пропагандистское вещание, те журналисты, которые остались работать в украинских СМИ, соблюдая профессиональные стандарты, задерживаются, берутся в заложники и получают угрозы в свой адрес, - говорит глава союза. - Журналисты являются мишенью, поскольку независимая профессиональная деятельность развенчивает преступные мифы и не позволяет создавать пузырь пропаганды".
С первых дней войны журналисты из разных городов и регионов сообщали, что начали получать письма с призывом сотрудничать и согласовывать свои материалы. Такие угрозы стали реальностью украинских журналистов. Следует отметить, что пик писем с угрозами уже прошел, и журналисты не видят такого всплеска, как это было в начале вторжения.
Как отмечает глава Национального союза журналистов Украины, абсолютное большинство работников СМИ являются мужественными профессионалами своего дела, которые не предают свою страну.
"Мы видим, что у оккупантов дефицит местных кадров для работы в пропагандистских медиа. Это отрадно, что большинство журналистов отказываются быть пособниками оккупантов", - заключил Томиленко.
С начала российского вторжения в Украину в результате боевых действий погибли 17 журналистов, еще 14 были ранены. Таковы данные ООН за июль.


