Пробки на границах, самая большая из них выстроилась на въезде в Грузию, уже видно из космоса. Частичная мобилизация, по словам Шойгу, затронет триста тысяч человек. Пункт о необходимом количестве новобранцев в приказе Путина засекречен. Журналисты, со ссылкой на разные источники, сообщают, что мобилизовать могут до миллиона россиян.
Экономист Татьяна Михайлова объяснила "Настоящему времени", насколько разрушительный эффект происходящее окажет на российскую экономику и демографию.
- С точки зрения формального экономического анализа, можно говорить о двух типах эффектов. Первый эффект - это прямой, когда трудоспособные люди "вынимаются" из экономики и перестают заниматься тем, чем они обычно занимались. Да, они работали, производили какой-то продукт: товары и услуги. И на эту величину ВВП России, конечно, упадет непосредственно. Кроме этого, гораздо большие и гораздо более серьезные эффекты - косвенные.
Сейчас никто фактически не работает. Люди либо читают новости, либо пытаются спастись от мобилизации, либо пытаются каким-то образом пережить это. Во-вторых, это огромный эффект на будущее. Поскольку смотрите, человек жил, работал, возможно, взял ипотеку, завел семью, родил детей. Он как-то планировал свое будущее, он хотел ремонт сделать. Все эти планы сейчас отменяются у огромного количества людей по всей стране, потому что непонятно, на что можно рассчитывать в будущем, что можно планировать в принципе.Из-за того, что у людей отменяются планы, точно также отменяются планы у всех, кто пытался продать стройматериалы для этого ремонта, который они планировали. Кто-то пытался построить квартиру, которую они хотели купить в ипотеку. То есть экономическая активность будет снижаться не просто за счет людей мобилизованных, но и за счет большого отрицательного мультипликатора, который эта мобилизация понесет.
В-третьих, гибель большого количества молодых трудоспособных людей отразится на демографической ситуации в долгосрочной перспективе. Мы видим, если ожидаются большие потери среди людей, которые будут участвовать в этой проклятой войне, то мы увидим очередную яму среди мужчин нужных возрастов, такую же яму в рождаемости, в создании семей, разрушении социальной структуры в принципе общества. Всевозможные демографические проблемы долгосрочными, конечно, будут. Мне вообще трудно представить масштабы разрушительности того, что сейчас происходит в России.


