- В последнее время много говорят об отправке танков для ВСУ. Особое внимание уделяется поставкам немецких танков "Леопард". В чем заключается преимущество западных танков?
- Танки производства западноевропейских стран - Франции, Германии, США, Великобритании - считаются лучше своих российских аналогов не из-за брони, а из-за лучших боевых возможностей. В целом, танки могут не иметь значения массового оружия, как его использует Россия в массовых наступлениях. Предоставление Украине танков без соответствующего обучения не очень поможет Украине. Украинские военные должны научиться использовать эти танки, чтобы преимущества западных танков были наглядно продемонстрированы на практике. В противном случае неважно, каким танком маневрировать в бою.
До сих пор танки советского производства в основном искали на вооружении восточноевропейских стран. Предпринимались попытки их модернизировать и передать украинцам, так как они умеют их самостоятельно применять, ремонтировать и восстанавливать. Передача западной бронетехники предполагает создание новой сложной логистической цепочки, ремонтной базы, что довольно сложно. Не думаю, что в ближайшее время Украина получит более сложную западную бронетехнику.
- Как вы думаете, почему западные лидеры общественного мнения и некоторые политики в последнее время призывают именно Германию передать танки Украине?
- На Германию нужно оказывать давление, чтобы она помогала Украине. До сих пор помощь Германии в области вооружений была относительно скромной. Я считаю, что на данный момент Украина больше нуждается в системах ПВО, которые обеспечили бы защиту от российских ракетных ударов. Бронетехника нужна в первую очередь для освобождения захваченных Россией территорий. На данный момент Украина не испытывает острой нехватки этой бронетехники. Но в долгосрочной перспективе ситуация может измениться. В какой-то момент советские танки закончатся и на украинской стороне. Легко сказать, что им нужно передать западные танки, но на самом деле это очень долгий и сложный процесс.
- Сейчас Россия постоянно наносит удары по критически важной инфраструктуре и энергетической системе Украины. Каким вы видите дальнейшее развитие событий?
- Российская армия будет продолжать наносить удары. Вопрос в том, как долго российское руководство готово рисковать снижением обороноспособности России. С другой стороны видно, что стрельба отдельными ракетами по отдельным объектам не очень эффективна. Нужно запускать большее количество ракет, тогда какая-то часть пройдет через ПВО Украины. Так что противовоздушная оборона сейчас имеет для Украины важнейшее значение.
Фронт не сдвинется с места, пока потери одной из сторон не станут достаточно большими. Поэтому сейчас Украине нужно поставлять больше артиллерии, боеприпасов и высокоточного оружия. Если бы у Украины было больше такого вооружения и боеприпасов, они смогли бы быстрее сломить обороноспособность России, и тогда, по логике, снова появилась бы возможность для контрнаступления.
- В российском арсенале заканчиваются более совершенные ракеты, но более простых ракет и артиллерии пока достаточно, и Россия отчасти делает ставку на ожидание, пока у ВСУ не закончатся боеприпасы.
- Россия начала вести войну на истощение. До сих пор она пыталась сломить украинское сопротивление военными действиями, но безуспешно. Сейчас российские войска пытаются вымотать украинскую армию еще больше.
Россия не использует ВВС, поэтому запланированное уничтожение украинских сил займет гораздо больше времени. Иными словами, сломить обороноспособность Украины артиллерией в таком виде точно не удастся, как если бы это можно было сделать в сочетании с артиллерией и авиацией. Что касается флота, то Россия использует его только для стрельбы крылатыми ракетами "Калибр". Так что у России много проблем, и поэтому они выбрали такой подход, который, по их мнению, принесет им наименьшие потери.
На данный момент у России пока достаточно боеприпасов. Информацию, которая распространяется, очень трудно контролировать. Россия получает боеприпасы из других стран, поскольку сама она не в состоянии производить столько, сколько расходует. Что касается Украины, то она, конечно, полностью зависит от поставок других стран.
Сейчас нет никаких оснований говорить о том, что выбранная Россией тактика может принести им успех. Россия не может добиться своих целей, и потери российской стороны продолжают быть намного выше, чем у ВСУ. После поставки украинской армии систем залпового огня HIMARS активность российской артиллерии снизилась более чем вдвое.
- Министр обороны Эстонии Ханно Певкур недавно заявил немецким СМИ, что российские вооруженные силы не были значительно ослаблены войной. Также, по собственному прогнозу Минобороны, России потребуется около двух лет, чтобы восстановить свой военный потенциал до довоенного уровня. Ранее вы озвучивали более длительные сроки. Изменилась ли ваша оценка сейчас?
- Что не пострадало в России, так это возможности ракетных войск стратегического назначения и возможности противовоздушной обороны, то есть то, что предназначено для ПВО России, эти новейшие стационарные комплексы ПВО. Они потеряли в Украине много мобильных ПВО с разной дальностью действия, но системы ПВО для защиты своей территории у России имеются.
Что касается боеспособности российских сухопутных войск, то она резко упала. Потери очень велики, и я до сих пор придерживаюсь мнения, что восстановить потери менее чем за пять лет не удастся. России вовсе не обязательно восстанавливать свой военный потенциал в том виде, в каком он был раньше, когда упор делался на профессиональную армию. Но восстановить за два года боеспособные части, которые были у России до вторжения в Украину, невозможно. Это занимает гораздо больше времени. Россия начала создавать профессиональные воздушно-десантные войска и подразделения после войны в Грузии. Потребовалось около 10 лет, чтобы достичь того уровня, чтобы их можно было использовать в Украине. Россия понесла огромные потери среди офицерского состава, и восстановить его за два года невозможно.