Какими летательными аппаратами были атакованы российские аэродромы и повторятся ли такие операции в будущем, рассказал "Настоящему времени" военный эксперт портала Defence Express Иван Киричевский.
- Вчера утром в Курской области беспилотник прилетел на аэродром. Так говорит местный губернатор. Известно ли вам, что за аэродром в Курской области и почему там могли наноситься удары?
- Судя по всему, здесь речь именно об аэропорте совместного базирования, который до войны использовался и гражданской, и военной авиацией. Сейчас это уже стала законная военная цель, потому что подобного рода объекты, закрытые для полетов гражданской авиации, сейчас используются только для работы боевой авиации Воздушно-космических сил Российской Федерации, в том числе для обеспечения их войск на фронте против Украины. Поэтому он и стал объектом удара. Тем более если в самом деле беспилотник туда долетел, удар был нанесен все же не по инфраструктуре самого аэропорта, а по нефтехранилищу, где могли быть накоплены некоторые запасы авиационного топлива. Это по-своему изящная гибридная тактика: с одной стороны - не причинить разрушений местной инфраструктуре, в том числе гражданской, с другой стороны - вывести из строя авиацию в этом регионе на некоторое время чисто по той логике, что если для боевых и военных самолетов не будет горючего, их с этого аэродрома поднять будет невозможно.
Если размышлять, что за тип средств поражения может быть применен, то, судя по всему, это был, образно говоря, брат советского беспилотника Ту-141 "Стриж" - беспилотник Ту-143 "Рейс" с дальностью полета порядка двухсот километров, который может брать на борт до 150 кг полезной нагрузки. В данном случае, как можем понимать, взрывчатки. Специфика этого беспилотника в том, что он внешне выглядит как крылатая ракета. Для наших ПВО он использовался как имитатор крылатых ракет. Наступило время, когда такие беспилотники начали применять как импровизированное средство поражения объектов в глубоком тылу российской армии.
- Курская область - это все-таки приграничный с Украиной российский регион. Давайте поговорим про Энгельс в Саратовской области. Понимаете ли вы, какие самолеты уничтожены в Энгельсе или пришли в негодность?
- Там речь может быть, скорее всего, о Ту-95МС. Если бы были повреждены Ту-160, то здесь мало что можно было бы скрыть за эвфемизмом "незначительно повреждена обшивка самолета", как упомянул Конашенков. Потому что самолетов Ту-160 в России есть всего 16 единиц. И каждый такой самолет буквально на вес золота. Считайте, что потерять один такой самолет "Белый лебедь" для России - это равнозначно потере крейсера "Москва" или повреждению Крымского моста.
А Ту-95МС считается старым самолетом. У России есть порядка 60 таких бомбардировщиков. Соответственно, если два из них повреждены - повреждены так, что не смогут взлететь некоторое время, - российская военная машина такой потери может некоторое время не замечать. Поэтому, судя по всему, здесь речь именно о Ту-95МС.
В конце концов, некоторые наши официальные источники утверждали, что в атаке должны были быть задействованы порядка 22 самолетов Ту-95МС, а по факту взлетели 14. Судя по всему, два самолета точно были повреждены, а на остальных бомбардировщиках экипажи просто отказались лететь.
- Вы имеете в виду ракетную атаку на украинские города? Это атака 5 декабря, когда 70 ракет было выпущено по Украине?
- Именно она.
- Соответственно, теми самолетами, как вы говорите, которые были в Энгельсе, Россия наносит по Украине. Чем же Украина может атаковать эти российские авиабазы? От Энгельса до линии фронта в Украине - 700 км. От Дягилево - около 500 км. Что может на такие расстояния долетать?
- Наше агентство придерживается точки зрения, что удар по этим аэродромам мог быть нанесен переработанным советским беспилотником типа Ту-141 "Стриж".
- Который вы уже упоминали?
- Нет, это похожие, по типу Ту-143 "Рейс". Они просто внешне похожи, но по характеристикам отличаются. Ту-143 "Рейс" бьет на дальность всего 200 км - и этот мог прилететь в Курск утра 6 декабря. А вот "Стрижи" прилетели в Энгельс и в Дягилево, потому что это единственный тип летательного аппарата в распоряжении Вооруженных сил Украины, у которых есть возможность долететь на такое большое расстояние, в том числе пройдя сквозь линию вражеской ПВО.
Специфика этих Ту-141 "Стриж" в том, что, с одной стороны, это достаточно большой летательный аппарат: длина фюзеляжа - 8 м. Но, с другой стороны, там есть реактивный двигатель, который позволяет развивать достаточно большую скорость.
Еще один важный момент. Это старый советский беспилотник, в котором нет такой опции, как на современных, - оператор сидит и джойстиком управляет. Нет, там надо наперед программировать полет этого беспилотника по заданному маршруту. И, соответственно, у оператора нет необходимости сидеть на одном месте, дожидаясь, пока беспилотник прилетит. Это чем-то похоже на запуск ракеты. Но, очевидно, светлые умы наших вооруженных сил додумались, что раз есть беспилотники в достаточном количестве, похожие на ракету, почему бы их не применить как ракету. Судя по тому, что разрушения были все-таки не столь значительными, как хотелось бы. Давайте честно: два поврежденных бомбардировщика - это все-таки даже не 10. Очевидно, был применен именно такой маломощный беспилотник с такой небольшой полезной нагрузкой - 150 кг взрывчатки.
- Но мы же сомневаемся в дальности полета этих беспилотников не только потому, что они должны иметь много топлива, чтобы лететь, но это еще и глубокий российский тыл. Нужно как-то миновать российскую систему ПВО. Вы понимаете, как это происходит? Почему эти беспилотники так легко долетели до Энгельса?
- С одной стороны, тут работает уже такая тенденция. Если есть летательный аппарат с характеристиками дозвуковой крылатой ракеты, который может лететь на низкой высоте. Если у нашего ПВО с большим боевым опытом есть случаи, когда ракету сбить не получается и она долетает до цели, как, например, получилось 5 декабря - все-таки 10 ракет долетели до своих целей и поразили объекты энергетической инфраструктуры, то что говорить о российских зенитниках, которые сидят в глубоком тылу, боевого опыта не имеют. Возможно, они в принципе за всю свою боевую службу не сбивали ни одной боевой цели.
Если говорить о каких-то более предметных вещах, с одной стороны, у нас постоянно крутится баланс, что Россия имеет громадное количество ракет комплекса С-300 для обстрелов городов Украины - порядка семи тысяч штук. Но при этом даже наши комментаторы забывают упомянуть такую вещь, что для обстрелов городов Украины Россия постоянно снимает с боевого дежурства установки С-300 в своих приграничных городах и направляет ближе к линии фронта, обстреливая Запорожье. Как-то так получилось. Россияне уж слишком упорствовали последние две недели, обстреливая Запорожье из комплексов С-300, а потом обнаружили, что у них огромная брешь в противовоздушной обороне, которую, как оказалось, прикрыть нечем и сквозь которую могут пролетать украинские беспилотники. Что говорить о приграничных с Украиной регионах Российской Федерации, если даже для обстрелов наших городов россияне снимали комплексы С-300 с системы противовоздушной обороны Санкт-Петербурга. Хотя, казалось бы, это же священное место - Санкт-Петербург, там ПВО ослаблять нельзя. Но нет, снимали оттуда комплексы, обстреливали наши города этими ракетами. Теперь, судя по всему, им и здесь придется расплачиваться за свои организационные ошибки.
- Как вы думаете, повторятся ли такие инциденты?
- Командование воздушных сил ждет, что такое может быть. Я тоже думаю, что могут повториться, хотя бы потому, что одна атака на аэродром в глубоком тылу - это, конечно, хорошо. Но любое действие требует закрепления. Поэтому, судя по всему, новые атаки будут.