"Это очень серьезное изменение в этой войне. Вполне сравнимо с гибелью большого военного корабля "Москва" в Черном море", - сказал Сакс в программе Vikerradio Uudis+.
По данным СМИ, аэропорт "Энгельс" в Саратовской области подвергся атаке украинского беспилотника. Были повреждены два стратегических бомбардировщика Ту-95. Взрывы также произошли в аэропорту Рязани, в результате чего погибли три человека.
По словам Сакса, неизвестно, почему российская ПВО не смогла сбить предположительно украинские беспилотники.
"По какой-то причине ПВО, которое должно было быть у России, не сработало. Атака произошла на расстоянии 700 км вглубь территории России, а значит, на пути должно быть несколько комплексов ПВО, по крайней мереЮ теоретически, но по какой-то причине они не сработали", - отметил Сакс.
Он вспомнил случай 1987 г. с немцем Матиасом Рустом, который на небольшом частном самолете смог пролететь через ПВО Советского Союза до самой Москвы. Но тут дело гораздо серьезнее, чем авантюра любителя авиации, подчеркнул Сакс.
"Теперь вопрос в том, есть ли еще у Украины эти средства нападения. И они не раскрыли, чем именно они атаковали. Второй вопрос - действительно ли российская ПВО бессильна против них или это было разовое разгильдяйство или самоуверенность - думая, что у Украины нет такого наступательного потенциала, и поэтому воздушное пространство недостаточно контролировалось", - заявил эксперт по безопасности.
Сакс признал, что у него нет ответа на эти вопросы.
Однако понятно, что стратегические бомбардировщики, которые были повреждены 5 декабря, имеют для России решающее значение как для воздушных ударов по Украине, так и в качестве стратегического средства сдерживания возможного ядерного удара, и они не могут базироваться на любом аэродроме, добавил он.
"Они очень специфичны, их обслуживание и подготовка требуют очень специфической инфраструктуры, которую быстро нигде не построить. И таких мест в России, где эти самолеты могут базироваться в течение более длительного периода времени, не слишком много. Возможно, один-другой аэродром можно приспособить под это, но тогда все оперативное планирование становится неимоверно сложным и медленным. Так что это очень и очень серьезный удар", - пояснил он.
Кроме того, стоит также иметь в виду, что Россия не в состоянии сейчас построить еще такие самолеты, сказал Сакс.
"Они используют те, что есть, и их надо как-то содержать в порядке. И если их число начнет уменьшаться, то и стратегическое сдерживание России будет уменьшаться", - продолжил Сакс.
Сакс также отметил, что усиление противовоздушной обороны Украины ставит Россию перед выбором, имеет ли смысл продолжать ракетные удары в их нынешнем виде.
"Возможности ПВО Украины увеличились. А то, что 5 декабря было сбито менее 85% российских ракет - это моя субъективная оценка, но я думаю, что это вполне на той границе, когда России следует серьезно задуматься, можно ли при таком планировании наносить эти удары, - сказал эксперт. - Если пройдут ПВО две-три ракеты из примерно 90, это будет воздушная атака с очень сомнительным результатом".
"Украине удалось создать ситуацию, когда российскому руководству придется серьезно задуматься над тем, сможет ли оно вообще снова проводить такие удары. Учитывая, что, кроме того, количество используемых ракет стремительно сокращается и они не могут их быстро воспроизвести", - добавил Сакс.
По его мнению, крылатые ракеты, используемые для ударов по Украине, особенно запускаемые с самолетов, должны быть в России в таком малом количестве, чтобы перейти к использованию стратегического резерва.
"И если они будут продолжать в том же темпе, им скоро не из чего будет запускать ядерное оружие", - сказал Сакс.