ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Четвер, 08 грудня 2022 13:00

Украинские беспилотники в российском тылу

Рано утром 5 декабря украинская армия нанесла с помощью беспилотных летательных аппаратов удары по российским военным аэродромам "Энгельс-2" в Саратовской области и "Дягилево" в Рязанской области. Сутки спустя с помощью беспилотника был атакован еще один российский военный аэродром - "Халино" к востоку от Курска.

Российское Министерство обороны заявило, что системы ПВО перехватили первые два беспилотника в непосредственной близости от аэродромов в Саратовской и Рязанской областях, но "в результате падения и взрыва их обломков была незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолетов". Появившиеся в социальных сетях снимки, тем не менее, указывают на то, что как минимум в одном случае повреждение самолета оказалось достаточно значительным.
В Минобороны РФ также сообщили о гибели трех военнослужащих и ранении еще четырех в результате этих ударов. В заявлении российского ведомства упоминается и тип БПЛА, которые использовались для удара, - "реактивные беспилотные летательные аппараты советского производства".
Корреспондент "Комсомольской правды" Александр Коц в своем телеграм-канале написал, что удары 5 декабря были нанесены при помощи советских разведывательных беспилотников Ту-141 "Стриж". Телеграм-канал ASTRA со ссылкой на собственные источники написал, что для атаки на "Энгельс-2" мог быть использован другой советский реактивный беcпилотник - Ту-143 "Рейс".
Дальность полета Ту-141 "Стриж" - тысяча километров, этого достаточно для поражения всех трех попавших в последние два дня под удары российских аэродромов. Дальность Ту-143 в несколько раз меньше, не более 200 километров, ее бы хватило для удара разве что по аэродрому в Курской области.
Оба типа БПЛА производились в СССР до 1989 г., но до сих пор состоят на вооружении и России, и Украины. Они разрабатывались как разведывательные аппараты и изначально не были предназначены ни для использования в качестве дронов-камикадзе, ни в качестве носителей бомб. Достоверных данных о применении Ту-141 или Ту-143 в ходе российского вторжения в Украину нет, хотя 10 марта БПЛА типа Ту-141 разбился в Хорватии, перед этим пройдя воздушные пространства Румынии и Венгрии. Власти Хорватии сообщили, что "Стриж" нес авиабомбу. Россия и Украина отрицали свою причастность к запуску этого беспилотника. Теоретически старые советские беспилотники можно оснастить новой электроникой, которая позволит использовать их подобно иранским "дронам-камикадзе", использующимся Россией для ударов по Украине.
В качестве альтернативной версии некоторые эксперты называют атаку беспилотниками меньшего радиуса действия, запущенными диверсионной группой с российской территории. Об этом, в частности, пишет расследовательская группа Conflict Intelligence Team. Как сообщает издание The New York Times со ссылкой на высокопоставленного украинского чиновника, пожелавшего сохранить анонимность, беспилотники, с помощью которых были нанесены удары по российским военным аэродромам, были запущены все-таки с украинской территории, хотя как минимум в одном случае помощь военным оказали бойцы украинских спецподразделений, "находившиеся вблизи авиабазы" и оказавшие помощь в наведении БПЛА на цель.
4 декабря, за день до ударов по аэродромам в Саратовской и Рязанской областях, представитель украинской корпорации "Укроборонпром" Наталья Сад заявила о завершении испытаний нового ударного дрона с радиусом действия до 1000 километров и боевой частью 75 кг.
"Мы переходим к этапу испытания под действием РЭБ (средств радиоэлектронной борьбы) во исполнение поручения начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины. После того, как мы успешно испытаем беспилотник под действием РЭБ, мы надеемся, что сможем проверить его в боевом применении", - сказала Сад в эфире украинского национального телемарафона.
Авиабаза под Энгельсом - на настоящий момент самая далекая от границы цель удара со стороны ВСУ, достигнутая с начала вторжения. Расстояние от аэродрома до ближайшей точки, находящейся под контролем украинской армии, - чуть больше 600 км.
На базе в Энгельсе размещаются стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. С аэродрома, в частности, взлетают российские самолеты, атакующие цели в Украине. Ту-95МС и Ту-160 - носители ядерного оружия и входят в состав российских сил сдерживания ядерной угрозы.
Вскоре после взрыва утром 5 декабря в социальных сетях появились видео, сделанные наружными камерами наблюдения. Геолокация мест съемок этих видео подтвердила, что взрыв произошел на авиабазе "Энгельс-2".
"Радио Свобода" сравнило спутниковые снимки сервиса Planet.com за 4 и 6 декабря, сделанные в районе аэродрома "Энгельс-2". Они подтверждают, что в результате удара, нанесенного, как утверждает Минобороны РФ, беспилотником "Стриж" советского производства, как минимум один стратегический бомбардировщик Ту-95 мог быть поврежден. Под ним видны следы пены, которая используется для тушения пожаров, также на месте на снимке 6 декабря присутствуют несколько пожарных машин.
На другом спутниковом снимке также видны обломки, разбросанные по летному полю, и след от удара. Позже в интернете были опубликованы спутниковые снимки места удара по аэродрому "Энгельс-2" высокого разрешения.
Журналист расследовательского проекта "Схемы" Украинской службы "Радио Свобода/Радио Свободна Европа" Кирилл Овсяный также обратил внимание на то, что после удара как минимум 6 стратегических бомбардировщиков были перемещены с базы в Энгельсе в неизвестном направлении.
Военный эксперт портала Defence Express Иван Киричевский рассказал в интервью телеканалу "Настоящее время", что российские ВВС обладают примерно 60 самолетами Ту-95МС. Они считаются старыми, и выход из строя одного или нескольких самолетов военно-космические силы РФ, по мнению эксперта, "могут некоторое время не замечать".
Практически одновременно со взрывом на авиабазе в Энгельсе удар был нанесен по военному аэродрому в Дягилево в Рязанской области. От него до ближайшей точки, находящейся под контролем Украины, - примерно 450 км.
В Дягилево дислоцированы самолеты-заправщики Ил-76, бомбардировщики Ту-22МС и центр переучивания летного состава пилотов дальней авиации. Рядом с базой размещен ремонтный завод, на котором проходят обслуживание самолеты российской стратегической авиации: бомбардировщики Ту-22М, ракетоносцы Ту-95МС и военно-транспортные самолеты Ил-76 разных модификаций.
Прокремлевский телеграм-канал "Рыбарь" вскоре после взрыва на аэродроме в Дягилево сообщил о взорвавшемся бензовозе, причем утверждалось, что только при этом ударе погибли три человека и еще шестеро были ранены. Это расходится с появившейся позднее официальной версией Минобороны.
Вечером 5 декабря в сети появились фотографии, предположительно сделанные на базе после удара. На снимке заметен поврежденный бомбардировщик Ту-22М и машина АПА-80 с электростартером для самолета. На одном из снимков можно увидеть закрепленную под фюзеляжем поврежденного Ту-22М ракету, похожую на крылатую ракету Х-22, которые широко используются российской армией для нанесения ударов по Украине. Это может указывать на то, что самолет был готов к выполнению боевого задания.
Проект ImageSat Intl. вечером 5 декабря опубликовал спутниковый снимок, на котором также видны последствия удара по аэродрому в Дягилево. Судя по снимку, взрыв произошел с задней левой стороны самолета Ту-22М, что соотносится с фотографиями поврежденного самолета и машины-стартера. На спутниковом снимке также видно, что в отличие от авиабазы в Энгельсе, самолеты на рязанском аэродроме разделены капонирами. Как можно увидеть на фотографиях, капониры сделаны из лежащих в несколько слоев автомобильных покрышек.
Утром 6 декабря, примерно через сутки после ударов по аэродромам в Рязанской и Саратовской областях, в результате удара беспилотника в районе аэропорта Курска загорелся нефтенакопитель. Об этом сообщил губернатор Роман Старовойт.
"Пожар локализуется. Все спецслужбы работают на месте", - написал глава региона в телеграме.
Как сообщила РБК пресс-служба администрации Курска, пожар на аэродроме распространился на площади около 500 кв. м. Появившиеся в соцсетях фото и видео пожара позволили точно геолоцировать место удара - это нефтяной резервуар на аэродроме "Халино".
Вечером 6 декабря спутниковые снимки столба дыма, поднимающегося от поврежденного нефтенакопителя в районе аэропорта утром 6 декабря, появились на сервисе Planet.com.
Аэропорт "Курск-Восточный" ("Халино") - это аэродром совместного базирования, который используется как военными, так и гражданскими самолетами. С 24 февраля - начала российского военного вторжения в Украину - он не принимает гражданские суда, как и десять других аэропортов на юге и в центральной части России. Аэродром "Халино" использовался российской военной авиацией в ходе вторжения в Украину, в частности, для вылетов истребителей Су-30СМ.
Иван Киричевский говорит, что в случае с ударом по аэродрому в Курске уничтожение запасов авиационного керосина как минимум на какое-то время сделает невозможными боевые вылеты с него в сторону Украины. По словам Кричевского, для удара по курскому аэропорту мог быть использован "брат" советского беспилотника Ту-141 "Стриж" - Ту-143 "Рейс" с дальностью полета порядка 200 километров.
Украинская сторона традиционно официально не комментирует сообщения об атаках на российской территории. Косвенно атаки подтвердил советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк. 5 декабря, после сообщений о взрывах, он написал в твиттере: "Земля круглая. Это открыл еще Галилей. Жаль, что в Кремле не изучали астрономию, предпочитая придворных астрологов. Тогда они бы знали: если очень часто запускать что-то в воздушное пространство других стран, рано или поздно неизвестные летательные объекты вернутся к месту вылета".
"Главное, что эти события (взрывы) произошли. И главное, что они произошли на тех объектах, которые уникальны для России. Хочу подчеркнуть, что из аэродромов, обеспечивающих стратегическую авиацию в России, фактически остался Энгельс, возможно, еще какие-то аэродромы могут осуществлять определенные функции. Но базирование стратегической авиации, подготовка ее к вылетам - очень сложное дело, очень сложный процесс", - отмечает в интервью Украинской службе "Радио Свобода" Михаил Самусь, эксперт Центра исследования армии, конверсии и разоружения.
"Энгельс остался уникальным аэродромом. Удар по этому аэродрому является чрезвычайным событием в истории России. Я думаю, что эта история будет продолжаться, и я надеюсь, что стратегической авиации в России будет меньше и меньше. Если мы уничтожим этот комплекс, у них будет проблема с базированием стратегической авиации. Особенно в том, что касается европейской части России", - говорит Самусь.

Прочитано 344 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: