Журналисты ProfiDom.com.ua систематизировали основные слабые места танка Т-72Б, которые сильно влияют на его «живучесть».
Компоновка. У танка очень тесное боевое отделение. Командир просто зажат между пушкой, командирским комплексом, спинкой сиденья и правым бортом с приборами и снарядами. У наводчика несколько просторнее.
У механика-водителя другая беда — пушка перекрывает его люк и если в момент поражения танка она окажется над люком, механику не вылезти. Конечно, в отличие от танков Т-80, в этой машине Т-72Б механик может пролезть через боевое отделение и вылезти через один из башенных люков, но из-за той же тесноты, в случае пожара или ранения механика, всерьез на это рассчитывать не стоит.
А тесно потому, что прямо в боевом отделении вместе с людьми размещены топливные баки, а также 45 крайне пожароопасных артвыстрелов и ракет раздельно-картузного заряжания. Из них 22 размещены в автомате заряжания (АЗ). Остальные 23 рассованы, буквально, по всему периметру корпуса и башни. Часть из них вставлена в топливные баки-стеллажи.
Что такое бак-стеллаж? Это наполненные топливом баки с гнездами, в которые вставляются снаряды и заряды. В случае пробития брони, чаще всего, поражается именно эта — немеханизированная часть боеукладки. Самый пожароопасный элемент среди всей этой гремучей смеси — картузные заряды. Никакой локальной защиты, кроме тонких стенок баков-стеллажей и рубашки из огнеопасного топлива эти заряды не имеют, а загораются они даже от огня обычной зажигалки в течение нескольких секунд! Нетрудно представить, в каком аду может оказаться экипаж, в случае пробития брони танка.
Причем выбраться из него будет крайне затруднительно из-за той же тесноты. При воспламенении зарядов, в боевом отделении моментально выделяется огромное количество энергии и поднимается запредельно высокая температура и если люки закрыты, то башню отрывает. Все это очень часто происходит внезапно, что не оставляет экипажу шансов на спасение. Он сгорает, испаряется, его разрывает на куски. Происходит это куда чаще по сравнению с западными танками. Эта ситуация, конечно, самым негативным образом действует на психику членов экипажа, заставляя их порой покидать еще вполне исправный и боеспособный танк.
Система управления огнем. СУО 1А40-1 считалась довольно примитивной еще в момент появления Т-72Б в 1985 году. На сегодняшний день, она окончательно устарела. Например, американские и французские танки имели подобную СУО еще в 60-х годах XX века.
СУО 1А40-1 имеет цифровой баллистический вычислитель и лазерный дальномер. СУО учитывает множество параметров, однако, в реальности, автоматически отрабатывается только дальность до цели и тип боеприпаса. Остальные параметры (угловая скорость цели и танка, ветер, температура воздуха, заряда и т.п.) надо вводить вручную. Естественно, что в бою делать это никто не будет.
Прицел наводчика ТПД-К1 и прибор 1К13-49 имеют увеличение 8х, чего по современным меркам уже недостаточно.
Ночной прицел ТПН-3-49 в пассивном режиме видит всего на 800 м. Если включить ИК-прожектор, то можно разглядеть врага и на 1200 м, но и сам танк будет светиться в ночных приборах противника.
У командира дела еще хуже. Его прибор ТКН-3М имеет увеличение всего 5х днем и 4,2х ночью. При этом, дальность виденья ночью, даже, в активном режиме не превышает 500 м. О тактической обстановке на поле боя командир имеет весьма смутное представление, т.к. располагает только речевой информацией с радиостанции Р-173. В итоге, стрельба даже днем на дальность свыше 2000-2500 м затруднена. Особенно, с хода по движущимся целям.
На расстоянии свыше 2000 м вся надежда, в основном, на ракеты комплекса 9К120 «Свирь», которые, к слову, не отличаются стабильностью полета. Эта ситуация делает дневное боестолкновение на Т-72Б на расстоянии свыше 2000 м с современными противотанковыми системами весьма опасной затеей.
И наличие ракет совсем не обязательно даст Т-72Б преимущество — их невысокая точность раз за разом подтверждена многократно: они не могут попасть в цель, даже, с 2000 м.
Что касается ночного боя, то если жить еще хочется, в ночной бой на Т-72Б с современной импортной бронетехникой лучше просто не ввязываться.
Также, на Т-72Б очень легко «потеряться» в незнакомом месте. Из истории: во время новогоднего штурма Грозного 1995 года плохая система связи и управления российских танков обнаружила все свои недостатки. Город никто толком не знал, нормальных карт не было. А чеченские боевики умышленно поменяли таблички с номерами домов и названиями улиц, с целью запутать и усложнить ориентирование на местности. Как следствие, многие танки, часто по одиночке, катались по городу туда-сюда, не зная, где свои, где чужие и где выход. Катались до тех пор, пока не становились жертвой удачного выстрела. Для сравнения: ТИУС (танковая информационно-управляющая система) танка М1А2 «Абрамс» под названием FBCB2 дает его командиру точную карту местности, координаты, расположение своих танков и расположение обнаруженного врага. Вплоть, до текущих технических параметров каждой отдельно взятой машины.
Защита лобовой проекции. Признаем, что «лоб» танка Т-72Б, плотно обложенный элементами 4С20 КНДЗ «Контакт-1», действительно бетонный: пробить его, даже современными противотанковыми средствами (ПТС), практически нереально. Но, есть и ложка дегтя — нижняя лобовая деталь (НЛД). В отличие от ВЛД, НЛД — это всего лишь монолитная броневая плита толщиной 80 мм, расположенная под некоторым углом. Элементы КНДЗ «Контакт-1» у Т-72Б расположены на НЛД сверху, только в один ряд. Конечно, вероятность попадания в НЛД не очень высокая, но таки есть. Тем более что эти самые ПТС год от года становятся все точнее и выцелить НЛД с небольших дистанций, в общем-то, реально.
Защита бортовой проекции. Можно сказать, что она мощная, но ненадежная и представляет собой монолитную броневую плиту 80 мм толщиной, от которой на расстоянии ширины гусеницы расположен 10-мм резинотканевый экран. На котором, в свою очередь, расположены элементы 4С20 КНДЗ «Контакт-1». Выглядит все это на вид серьезно. Однако, тут есть свои немалые недостатки:
- элементы 4С20 покрывают экран не на всю длину, а только до МТО (Моторно-трансмиссионное отделение). Далее, идет голый экран + бортовая броня с пониженным уровнем защиты;
- бортовой экран в Т-72Б слишком короткий. Он не доходит до днища корпуса. В итоге, вполне вероятно попадание ПТС в борт танка ниже экрана. Крупные опорные катки в известной степени экранируют борт, но в данном случае особой надежды на них нет;
- самый главный недостаток. 10-мм резинотканевый бортовой экран слишком хилый, да и крепление к корпусу у него слабое. Даже, под весом элементов КНДЗ он гнется, а оторвать этот экран о какое-либо препятствие проще простого. В случае попадания ПТС он, как правило, просто отваливается. Контролировать состояние бортовых экранов в бою изнутри танка невозможно. И если потерять экран, то эквивалент защиты бортовой проекции танка становится равен толщине бортовой плиты — 80 мм, то есть, как как у немецкого танка «Тигр» времен Второй Мировой войны. Такую броню легко пробивают даже РПГ времен Великой Отечественной войны: «Базука», «Фаустпатрон», «Панцершрек».
Сколько шансов в городском бою у танка Т-72Б с оторванными экранами, нетрудно себе представить. У «Абрамса» и «Меркавы» защита бортовой проекции куда мощней и надежней. Вечное стремление к экономии массы, причем за счет жизненно-важных элементов уже отправило на тот свет не один экипаж танков Т-72Б и других российских танков.
Защита кормовой проекции. Далеко не всегда удается держать лоб танка повернутым к врагу, особенно, когда враг везде, что часто бывает в условиях городского боя при плохо налаженном взаимодействии с пехотой. Защита кормовой проекции у Т-72Б — абсолютно никакая. Расположенная под небольшим наклоном наружу бронеплита толщиной 45мм защитит разве, что от ружейно-пулеметного огня. Даже БМП или БТР с малокалиберной автоматической пушкой, оказавшийся позади — это смерть для Т-72Б.
Излишне будет говорить, что такая защита легко поражается из любого РПГ. Не надо думать, что экипаж спасет расположенный в корме двигатель. Во-первых, были случаи, когда удар ПТС с кормы пробивал все МТО насквозь прямо через двигатель и влетал в боевое отделение. Во-вторых, даже если и защитит, то работать после этого он явно не будет, а вспомогательного энергоагрегата у Т-72Б нет. Поражение двигателя сразу превратит этого монстра в неподвижную глыбу металла со всеми вытекающими последствиями. Защита кормы башни, в общем-то, неплохая, но в сумме, с кормы Т-72Б — неприлично легкая цель. Что, впрочем, характерно для многих, даже современных танков.
Огневая мощь. Особых претензий к артиллерийской части нет: 125-мм пушка достаточно точная и очень мощная. Стабилизатор отличный. Однако, в городском бою нужно быть осторожным — не стоит сбивать пушкой фонарные столбы. Это быстро прикончит стабилизатор. Претензии есть только к АЗ (автомату заряжания). Он не позволяет размещать выстрелы длиной более 700 мм, что накладывает ограничение на мощность БОПСов ((Бронебойные оперенные подкалиберные снаряды). На сегодняшний день, возможностей предельного для Т-72Б снаряда ЗБМ-44 еще хватает. Но хватает на пределе.
Далее, ракеты. Дальность их пуска невелика, а точность и стабильность не сильно хорошие. С другой стороны, это уже пустые придирки, т. к. у большинства современных танков никаких ракет нет вообще.
А вот, ЗПУ (Зенитная пулеметная установка) «Утес» не имеет дистанционного управления у нее нет и броневое прикрытие также отсутствует. Это означает, что в городском бою про мощный 12,7-мм пулемет можно забыть. Стоит открыть люк, как тут же получишь очередь из АКМ или «лимонку». А ведь НСВТ в городе нужен. Большой угол возвышения позволяет поражать живую силу противника на верхних этажах зданий, а большая мощность огня позволяет пробивать стены домов, поражая укрытых за ними врагов.
Суммируя все приведенные недостатки, можно констатировать, что танк Т-72Б неплохо сконструирован для танкового боя на встречных курсах и поражения одиночных объектов. Но, очень плох в городском бою. «Абрамсы» и «Меркавы» тут будут лучше. Не сказать, что неуязвимей, чем Т-72Б, но как-то надежней, что ли.
Силовая установка. Двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с., вкупе с семискоростной механической КПП позволяет достигать скорости в 60 км/ч, но не обеспечивают того удобства управления и ходовых качеств, какие имеют современные западные танки. Быстро развернуться на 180 градусов в узком переулке Т-72Б не сможет. С другой стороны, эта характеристика подвижности не имеет к чисто боевым качествам прямого отношения. Зато, у Т-72Б хорошая проходимость и его много что может выдержать/поднять.
В остальном, претензий к этому танку нет. Хотя, и этих перечисленных недостатков - выше крыши. И для встречного боя с современными западными танками, а особенно с «Джавелинами», - у него очень мало шансов