В Украине на начало года насчитывалось около 4 тыс. объектов незавершенного жилищного строительства. Главная причина остановки строительства - финансовый кризис. В большинстве этих домов квартиры выкуплены гражданами. Как результат - социальная напряженность в обществе и многочисленные обращения обманутых граждан-инвесторов в центральные и местные органы исполнительной власти.
Этот вопрос обсуждался на выездном совещании по развитию строительства жилья, которое проводил премьер-министр Украины еще 3 апреля этого года. По результатам обсуждения местным органам исполнительной власти поручено принять безотлагательные меры с целью выполнения застройщиками обязательств перед инвесторами, возобновление строительства объектов жилья, которые финансировались с привлечением средств граждан, с разработкой плана достройки каждого такого объекта и определения источников финансирования.
На сегодня эти меры реализуются следующим образом:
- Местными администрациями ведутся переговоры с застройщиками по завершению строительства объектов в 2012 году;
- Объекты привлекаются к реализации государственных и региональных программ жилищного строительства: строительства (приобретения) доступного жилья, молодежного строительства;
- Рассматривается возможность дофинансирования из местных бюджетов;
- Вместе с застройщиками проводится работа по поиску инвесторов;
- Ведутся переговоры с банками по ипотечному кредитованию;
- Предоставляется помощь при решении вопросов подключения к городским инженерным сетям;
- Проводятся совещания с участием инвесторов по созданию ОСМД.
Следует отметить, что работы по усовершенствованию законодательства по вопросам инвестирования строительства жилья, которое исключит появление новых «строительных афер» Минрегионов занимается еще с 2008 года.
Была образована соответствующая рабочая группа, которой проведена работа по совершенствованию законодательства в части регулирования механизмов привлечения средств для инвестирования строительства жилья. Как результат Верховной Радой Украины принято пять законов Украины:
- «О внесении изменений в некоторые законы Украины по усилению ответственности за нарушение требований земельного законодательства» № 271-VI от 15.04.2008;
- «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия строительству» № 509-VI от 16.09.2008;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно совершенствования финансовых механизмов осуществления инвестиций в строительство жилья)» № 692-VI от 18.12.2008;
- «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» № 800-VI от 25.12.2008;
- «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования государственного регулирования в сфере строительства жилья» № 2367-VI от 29.06.2010.
Все это позволило усовершенствовать законодательство в части регулирования механизмов привлечения средств для инвестирования строительства жилья с целью повышения уровня защиты прав граждан.
С принятием Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» усовершенствовано законодательство в части усиления государственного контроля в сфере жилищного строительства.
Также следует отметить, что согласно статье 9 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение).
Поскольку осуществление строительства базируется на договорных отношениях, имеет хозяйственный характер и регулируется действующим законодательством и соответствующими договорами, вопросы выполнения обязательств по инвестиционному договору относится к компетенции договаривающихся сторон. Согласно статье 611 Гражданского кодекса Украины в случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом, а невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора может быть оспорено инвесторами в судебном порядке.
В Министерстве подготовлен законопроект, в котором предусмотрены меры по усилению защиты прав инвесторов при инвестировании (финансирование) строительства жилья, а именно:
- передача объектов незавершенного жилищного строительства, владельцев которых признаны в установленном порядке банкротом, инвесторам, чьи средства были привлечены в строительство этого объекта, в случае создания ими жилищно-строительного кооператива или объединения совладельцев многоквартирного жилого дома;
- предоставления государством финансовой поддержки жилищно-строительным кооперативам и объединениям совладельцев многоквартирного жилого дома на завершение строительства жилых домов;
- выкуп у застройщиков или финансовых учреждений нереализованного жилья в объектах строительства, которые сооружались с привлечением средств физических лиц в случае неспособности застройщиков продолжать строительство жилья;
- стимулирование заказчиков (застройщиков) к своевременному завершению строительства путем внедрения строительного сбора с прогрессивной ставке налогообложения;
- расширение прав кооперативов в таких ситуациях, а также предоставление возможности местным органам исполнительной власти принимать и выполнять функции заказчика строительства на незавершенных объектах;
- предоставление полномочий местным органам исполнительной власти по контролю за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств физических и юридических лиц.
В настоящее время законопроект направлен на согласование в заинтересованных центральных органов исполнительной власти.