В новом законе о ЖКХ четко прописаны правила игры. И их надо знать. Потому что теперь граждане могут столкнуться с такими новациями, как пеня, штрафы, проверки и даже отключение.
Если в доме есть ОСМД или управляющий, играть по правилам легче. Договор с поставщиком услуг от имени всех жильцов заключает он. Или же вместе с соседями можно выбрать компанию и подписать коллективный договор. И в этих отношениях появляется четкое разделение на "наше" и "не наше". Трубы в доме - ответственность жильцов. За дырки и латание этих труб платят они. За все, что вытечет из них по дороге до квартиры, - тоже. А вот коммуникации, проложенные к дому, обслуживают коммунальщики за свой счет, передает УНИАН.
С индивидуальным потребителем все иначе. Каждый владелец квартиры отдельно заключает договор с водо-газо-электропоставщиком. Если договориться с соседями, то за все трубы до крана в квартире будет отвечать поставщик.
Здесь есть несколько неприятных сюрпризов. Все, кто, начиная с 20 мая, не успеет заплатить за коммуналку, будут получать пеню 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки. То есть, если в платежке за коммуналку 1 тыс. грн., то за месяц просрочки получится символическая по сравнению с европейскими штрафами пеня - 3 грн. Но, учитывая, что долг граждан за коммуналку по состоянию на февраль - 69 млрд. грн., можно себе представить, как эта сумма увеличится, если с каждого еще по несколько гривен собрать. Избежать пени можно, если доказать, что зарплату задерживают или государство несвоевременно выдало субсидию.
Бывает так, что несколько семей в доме злостно не платят за коммуналку месяцами, а то и годами. Все, что им грозило, - это иск в суд, куда они, конечно, могли и не прийти. Эта практика и сейчас остается. Но есть еще кое-что радикальнее. Должникам будут присылать письмо-предупреждение, на которое в течение 30 дней нужно как-то отреагировать: погасить долг или заключить договор о реструктуризации. Если проигнорировать, то отключат от воды и отопления. Не до конца понятен лишь механизм, как будут отключать: поквартирно или будет страдать весь дом. Не имеют права прекращать только подачу газа и электричества. А еще может прийти проверяющий, сверить квартирный или общедомовой счетчик. Если не впустить, опять могут отключить.
По информации ProfiDOM.com.ua, в то же время, на поставщика можно и даже нужно жаловаться, если он нарушает условия договора. Например, не могут отключить от чего-либо безосновательно. За это - штраф. Или расторжение договора. Правда, надо предупредить об этом за 2 месяца. Также можно не платить за непредоставленные или некачественные услуги. Есть разработанная Кабмином форма акта-претензии, которая является основанием для проверок. Если комиссия подтвердит, что, например, горячая вода в кране совсем не горячая, то платить нужно будет меньше, чем по тарифу. То же с отоплением. За холодные батареи платить не стоит.