Узаконивание по упрощенной процедуре построенных без разрешения частных и дачных домов происходит в три этапа. Об этом заявил заместитель Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Лев Парцхаладзе.
«Есть ситуация: у вас есть оформленный земельный участок, но здание на нем построили самовольно, то есть без разрешения. На практике таких случаев множество. Что делать? Необходимо получить право собственности и ввести самовольно построенное здание в эксплуатацию. Для этого Минрегион совместно с Государственной архитектурно-строительной инспекцией ввел упрощенную процедуру принятия в эксплуатацию зданий, построенных без разрешения. Сейчас указанная процедура осуществляется в соответствии с Приказом Минрегиона №158 и работает с 31 августа 2018 года. Ее еще называют «строительной амнистии», – сказал он.
Как сообщили ProfiDOM.com.ua в пресс-службе министерства, упрощенной легализации подлежат индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома общей площадью до 300 кв. м, а также хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения общей площадью до 100 кв. м, построенные с 5 августа 1992 по 9 апреля 2015 года.
По словам Парцхаладзе, для легализации таких домов необходимо:
Первый шаг – получить техпаспорт на дом путем обращения в местное Бюро технической инвентаризации (БТИ) или к сертифицированному частному эксперту (инженеру) и заключения договора технического обследования здания.
«За техническую инвентаризацию ответственность несет эксперт (инженер), оформляющий техпаспорт. Он проводит обследование (осмотр) здания и, если все данные соответствуют нормам действующего градостроительного законодательства, выдает технический паспорт с отображением в нем существующей застройки и отметкой о ее техническое обследование», – отметил замминистра.
Второй шаг – ввести дом в эксплуатацию, подготовив необходимый пакет документов и обратившись в орган Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) по местонахождению здания или в Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ) этого населенного пункта.
Необходимые документы: заявление о принятии дома в эксплуатацию, 1 экземпляр заполненной декларации о готовности объекта к эксплуатации, заверенная копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком соответствующего целевого назначения, на котором размещен дом, заверенная копия техпаспорта (с отметкой о проведении технического обследования).
Ввод дома в эксплуатацию осуществляется бесплатно в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Декларацию регистрирует местный орган ГАСК А для присвоения почтового адреса необходимо еще обратиться в ЦПАУ или в орган местного самоуправления.
Третий шаг – зарегистрировать право собственности через нотариуса или ЦПАУ.
Необходимые документы: заявление, паспорт, идентификационный код, документ (квитанция) об оплате административного сбора, зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации, документ, подтверждающий право собственности/аренды на земельный участок, технический паспорт на здание.
Парцхаладзе отметил важность легализации самовольно построенных объектов, ведь в будущем при отсутствии законных прав собственности на дом его нельзя будет, например, продать, передать по наследству или подарить.