Первый законопроект предлагает внести перечень важных изменений в ряд уже действующих нормативных актов с тем, чтобы урегулировать отрасль. Второй - ужесточить ответственность за нарушения в градостроительной сфере, вплоть до штрафов на десятки миллионов гривен и лишения свободы.
"Уровень доверия граждан к органам власти в сфере градостроительной деятельности существенно снизился в результате деятельности Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), которая стала синонимом коррупции и вымогательства", - обосновал необходимость нормативных изменений в объяснительной записке к законопроекту №5071 его автор нардеп Олег Дунда ("Слуга народа").
По его словам, разрешительную деятельность в сфере строительства "эксперты и правоохранители считают основным источником коррупции" в отрасли. Наибольшее количество злоупотреблений и нарушений фиксируется на двух стадиях: предоставление документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ и принятие в эксплуатацию уже построенных объектов.
Эксперты отметили, что реформа в строительной индустрии назрела давно. Но указанные законопроекты надо серьезно дорабатывать.
Юрист компании DreamDim, эксперт по градостроительному и земельному праву Юрий Брикайло в разговоре с UBR отметил несколько важных нормативных нововведений.
Во-первых, ответственность за нарушения возлагается, в том числе, и на чиновников, представителей государственных органов.
Во-вторых, для категории СС3 (крупные объекты) значительно повышены суммы штрафов, которые могут составлять десятки миллионов гривен.
В качестве примера он привел не введенные в эксплуатацию "Эпицентры", один из которых расположен на улице Полярной в Киеве.
"Штраф предлагается сделать 29,5 млн. грн. Наверное, для бизнеса такого масштаба, и если он работает там уже месяц, это действительно уже какой-то адекватный штраф, соизмеримый заработку", - подчеркнул юрист.
В-третьих, изменения коснутся и СС1 - к этой категории относятся небольшие магазины или жилые дома площадью до 500 кв. м. Штрафы начинаются от 68 тыс. грн. и могут достигать 100-200 тыс. грн.
"Как по мне, они не соответствуют реалиям", - убежден Юрий Брикайло.
В сфере строительства очень высокий уровень коррупции, отметил он. И чем выше будут штрафы, тем больше станут взятки "для решения вопросов". По мнению эксперта, предложенные в категории СС1 штрафы несопоставимы, их "нужно приблизить к нашим реалиям". Это же касается и предложений по жестким санкциям за самовольное строительство - лишение свободы, аресты.
"Мое мнение - в таком виде законопроект не пройдет", - считает юрист.
В 2008 г. строить частный дом на основании стройпаспорта можно было только при наличии проектной документации - это делало процесс и сложнее, и дороже. Сейчас не нужно дополнительно оплачивать работу архитекторов, авторского и технического надзоров. Но проектом №5701 предлагается вернуть то, что было раньше, констатировал Юрий Брикайло.
Есть сомнительные пункты и в законопроекте №5071. Например, сейчас действует декларативный характер - подал уведомление, и на следующий день можно начинать строительство. Так вот, авторы указанного законопроекта предложили ввести регистрацию - это усложнит процесс.
Если говорить о приусадебных и дачных домах, то есть "совсем непонятная норма", отметил Юрий Брикайло. Это норма о разрешении возводить без каких-либо документов пристройку площадью до 50 кв. м.
"Честно говоря, абсолютно непонятно в разрезе борьбы с коррупцией и с таким некачественным строительством, как можно такое разрешать?" - задался он риторическим вопросом.
Поэтому, пришел к выводу юрист, кроме нескольких моментов, касающихся страхования и сертификации, остальные новации вряд ли народные депутаты поддержат.
По мнению эксперта рынка недвижимости Виктории Берещак, проект закона №5701, "безусловно, содержит немало важных уточнений и изменений, касающихся регуляции "дикого поля" в строительной отрасли".
Документ усиливает контроль объектов многоквартирного строительства, где, отметила она, наибольший процент злоупотреблений и нарушений градостроительных норм. А также "снимает петлю" с частного строительства. В последнем случае речь идет о разрешении на строительство на приусадебных, дачных и садовых земельных участках. Если закон вступит в силу, то небольшие сооружения (до 50 кв. м) можно будет возводить без строительного паспорта, градостроительных условий и ограничений и разрешительных документов.
В частности, свободно позволят строить во дворе или на даче хозяйственные здания и сооружения, гаражи, элементы благоустройства (беседки, навесы, декоративные фонтаны и бассейны, искусственные парковые водопады, ограды), сооружения для сбора и вывоза отходов, пристройки к существующим жилым домам общей площадью до 50 кв. м.
"Конечно, здесь открытым остается вопрос сознания наших отдельных граждан, которые могут для начала построить помещение 50 кв. м, а затем в нем самовольно достроить еще два этажа", - подчеркнула Виктория Берещак.
Если госконтроль по каким-либо причинам не выявил факт самовольного строительства в процессе возведения объекта, не осуществил необходимых мер, то должностные лица понесут ответственность. В частности, законопроект вводит наказания, предусмотренные уголовным, административным кодексами и законом "Об ответственности за нарушения в сфере градостроительной деятельности". Этот пункт особенно интересен в связи с распространенным злоупотреблениями при возведении крупных объектов (класса СС3).
"По факту, новый законопроект разрабатывает "многосложную road map" для ведения девелоперской деятельности в правовом поле и четко намечает, по какому принципу объект оказывается вне правового поля", - констатировала эксперт рынка недвижимости.
По информации ProfiDOM.com.ua, речь идет, прежде всего, об усилении регулирования на нескольких этапах.
Первый: обязательное требование к разработке проектной документации и внедрение комплексной экспертизы проектной документации. Сразу возникают вопросы из-за возможных коррупционных злоупотреблений проверяющих органов и экспертных организаций.
"Усиление персональной уголовной ответственности за поставленную подпись под неправомерной экспертизой и разрешительной документацией, убеждена, избавит от желания злоупотреблять служебным положением", - подчеркнула Берещак.
Второй: замена декларативного принципа регистрационным. Крайне важный шаг. Он установит, что начало строительных работ на площадке возможно только после госрегистрации такого права в реестре строительной деятельности. Причем подготовительные работы - это тоже вид строительной деятельности.
"Практика начинать завозить технику, ставить заборы, когда разрешений на руках нет, должна постепенно отойти в прошлое", - добавила эксперт.
Третий: изменение процедуры принятия объектов в эксплуатацию, которые по классу относятся к группе с незначительными последствиями (СС1). Предлагается принимать объект после осмотра по представлению заказчика, путем регистрации акта готовности объекта к эксплуатации.
Гендиректор девелоперской компании Greenol Олег Приходько заявил, что в целом поддерживает предложенные нормативные изменения.
"В строительной отрасли уже давно пора навести порядок. Четкие и понятные законы и правила должны стабилизировать первичный рынок недвижимости. Ведь отсутствие одинаковых "правил игры" для застройщиков - это поле для коррупции", - подчеркнул он.
По его мнению, кроме усиления ответственности за нарушения в сфере градостроительства нужно усилить и права контролирующих органов за соблюдением норм. Ведь отсутствие наказания приводит к тысячам пострадавших - достаточно вспомнить инвесторов "Элита-центр", "Укрбуда", банка "Аркада". Эксперт также отметил введение комплексной экспертизы проектной документации как завершающего этапа разработки проектов строительства.
"Это важный аспект не только с точки зрения соблюдения соответствия проекта, но и в первую очередь безопасности проживания в таком доме. Профильные специалисты должны подтвердить, что застройщик придерживался всех строительных норм", - убежден гендиректор Greenol.
По его словам, чем более сложный и опасный объект, тем более пристальное к нему должно быть внимание со стороны контроля соблюдения строительных норм.
Олег Приходько также заявил, что соответствующим госорганам нужно обратить внимание и на качество строительных материалов. Ведь наиболее распространенное явление среди строителей для удешевления работ - использование самых дешевых и временами некачественных строительных материалов. Потребитель, отметил он, обычно видит внешнее выполнение строительных работ и очень редко обращает внимание на экологичность, безопасность и будущий комфорт проживания в новых зданиях.