ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 29 листопада 2021 12:20

В Украине вводится электронная прописка граждан

Как стало известно Строительному порталу ProfiDom.com.ua, Верховная Рада приняла закон, кардинально меняющий порядок регистрации места жительства граждан Украины. Кроме того, Кабинет министров утвердил экспериментальный проект, который позволит с 1-го декабря 2021 года осуществлять прописку в электронной форме с помощью портала «Дия».

По информации журналистов Строительного портала ProfiDom.com.ua, - Национальной энциклопедии строительства, - об это рассказал портал «Факты». При этом, иностранцы или лица без гражданства, которые находятся на территории Украины, также смогут пользоваться видом на жительство в цифровом формате. Отметим, что после подписания президентом, закон должен вступить в силу 1 декабря 2021 года, но ряд его положений начнут действовать 1 марта и 1 июня 2022 года.

Специалисты уточняют, как именно будет происходить процесс регистрации, в том числе, в режиме онлайн, а также, какие подводные камни есть в принятом законопроекте.

— По статистике, каждый третий украинец живет не по месту регистрации, зачастую, из-за сложности процедуры перерегистрации места жительства. Действительно ли, теперь граждане смогут самостоятельно менять место регистрации? Что для этого нужно?

— В случае вступления в силу данного закона, изменить место жительства можно будет, посетив орган регистрации или Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ), а также, заказав такую услугу через Единый государственный веб-портал электронных услуг. В последнем случае услуги будут предоставляться в электронной форме, что значительно сократит время оформления, ведь не придется посещать органы регистрации или ЦПАУ.

Кроме этого, при обращении за получением других услуг, информацию о месте жительства людей органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, получают самостоятельно, путем доступа к ведомственной информационной системе Государственной миграционной службы.

— Законом вводится понятие «декларирование места жительства». В чем отличие от регистрации и как это будет происходить?

— Регистрация места жительства (нахождения) лица осуществляется по заявлению, поданному им в бумажной форме в орган регистрации или через Центр предоставления административных услуг, по адресу жилья любой формы собственности. Декларирование места жительства гражданина по декларации о месте жительства, поданной таким лицом в электронной форме средствами Единого государственного веб-портала электронных услуг, осуществляется исключительно:

  • в жилье частной формы собственности, при условии внесения сведений об этом жилье в Государственный реестр прав на недвижимое имущество;
  • в общежитии, которое не принадлежит лицу на праве собственности, общей собственности (общей частичной или общей совместной собственности), при условии предоставления согласия уполномоченного лица по управлению (содержанию) общежития, относящемуся к сфере управления предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности (далее — уполномоченное лицо жилья).

Декларирование места жительства по декларации человека, поданной в электронной форме, может производиться в автоматическом режиме.

— Как будет происходить регистрация или декларирование места проживания?

— Если человек, местожительство которого уже было задекларировано или зарегистрировано, задекларировал или зарегистрировал свое новое местожительство, внесение изменений в реестр территориальной общины по прежнему месту жительства осуществляется без подачи заявления таким лицом, на основании уведомления органа регистрации, в котором гражданин задекларировал или зарегистрировал свое новое место жительства.

К заявлению о регистрации места жительства (нахождения) лица прилагаются:

  1. паспортный документ лица или справка об обращении за защитой в Украине или документ, удостоверяющий личность без гражданства, с личными данными;
  2. свидетельство о рождении — для детей младше 14 лет;
  3. документы, подтверждающие право на проживание (нахождение) в жилье, адрес которого регистрируется для проживания (нахождения) (сведения о жилье (документы), подтверждающие право собственности на жилье, решение суда, вступившее в законную силу, о предоставлении лицу права на вселение в жилье, признание за лицом права пользования жильем, жилым помещением, договор найма (поднайма, аренды) или другие документы, определенные Кабинетом Министров Украины);
  4. документы, удостоверяющие личность законного представителя;
  5. документы, подтверждающие полномочия лица как законного представителя, кроме случаев, если законными представителями ребенка являются его родители или один из родителей;
  6. документ, подтверждающий уплату административного сбора;
  7. военно-учетный документ (для граждан Украины, подлежащих взятию на военный учет или состоящих на военном учете).

В случае отсутствия документов, предусмотренных пунктом 3, регистрация места жительства лица осуществляется с согласия собственника (совладельцев) жилья, уполномоченного лица жилья.

Во время личного посещения человеком органа регистрации, заявление о регистрации места жительства формируется должностным лицом органа регистрации, с использованием соответствующих программно-технических средств и воспроизводится в бумажной форме.

Если в свидетельстве о рождении ребенка младше 14 лет указано, что родители или один из родителей ребенка являются иностранцем или лицом без гражданства, для регистрации места жительства такого ребенка впервые, кроме документов, предусмотренных пунктом 2, дополнительно подается справка о регистрации лица гражданином Украины.

— Как можно будет задекларировать проживание в квартире, собственником которой вы не являетесь?

— Если человек не является собственником или совладельцем жилья, по адресу которого декларируется его местожительства и сведения, о котором внесены в Государственный реестр прав на недвижимое имущество, в декларации о месте проживания дополнительно к паспортным данным человека указываются сведения о владельце (совладельцах) жилья отдельно по отношению к каждому владельцу (совладельцу) жилья, а именно:

  • фамилия, собственное имя, отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • реквизиты паспортного документа лица и/или паспортного документа иностранца или лица без гражданства;
  • регистрационный номер учетной карты налогоплательщиков;
  • сведения о документах, подтверждающих право собственности на объект недвижимого имущества;
  • контактные данные: номер телефона, адрес электронной почты, другие средства связи (при наличии).

В случае, если человек не является собственником или совладельцем жилья, по адресу которого декларируется место его жительства, декларирование места проживания осуществляется с согласия собственника (совладельцев) жилья, уполномоченного лица жилья, предоставляемого в электронной форме средствами Единого государственного веб-портала электронных услуг, и указывается в декларации о месте жительства.

При этом, согласие собственника (совладельцев) жилья не требуется, в случае декларирования места жительства детей по адресу задекларированного или зарегистрированного места проживания их родителей или других законных представителей, или одного из них.

— Какие права и обязанности дает регистрация места жительства в новых законодательных условиях?

— Важно отметить, что действие этого закона не распространяется на отношения, связанные с возникновением, переходом и прекращением права собственности на жилье, и на право пользования жильем. Декларирование места жительства, регистрация места жительства (пребывания) человека не является основанием для получения им права владения, пользования или распоряжения жильем, в том числе, не является основанием для вселения или признания за человеком права на жительство или права пользования жильем.

Владелец или совладелец жилья может безвозмездно получать от органа регистрации информацию о лицах, задекларировавших или зарегистрировавших свое местожительство в принадлежащем ему доме или квартире. Также, он имеет право исправить, изменить или отменить ложные данные о лицах, внесенных в реестр территориальной общины как проживающих не его жилплощади.

А в остальном ничего не изменилось.

— Зачастую к месту регистрации привязаны многие социальные сервисы, в частности медицинское обслуживание, пенсионные выплаты. Что теперь изменится в этой сфере?

— Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Согласно ст. 2 законопроекта, декларирование места жительства — это уведомление лицом органа регистрации об адресе своего места проживания (нахождения) с последующим внесением такой информации в реестр территориального общины.

Есть все основания считать, что предусмотренный в проекте механизм недостаточно позволяет гарантировать надлежащее получение человеком выплаты пенсий без предоставления сведений о его фактическом пребывании. В связи с чем, требуется редакционное уточнение в закон о выплате пенсии, в котором было бы указано, что гражданин будет получать пенсию независимо от задекларированного или зарегистрированного им места жительства. Ведь, в настоящее время пенсия выплачивается по указанному в заявлении месту проживания пенсионера в пределах Украины.

Что касается медицинского обслуживания, то, согласно медреформе, украинцы могут свободно выбирать семейного врача без привязки к «прописке». Чтобы перезаключить декларацию с семейным врачом в амбулатории, обращаться или ехать к предыдущему врачу не нужно. После подписания декларации с врачом в новой амбулатории предыдущая декларация аннулируется автоматически.

— Какие подводные камни есть в отказе от традиционной «бюрократической» процедуры регистрации места жительства граждан? Не возникнет ли лазеек для мошенничества?

— Анализ функциональных возможностей национальных электронных информационных ресурсов свидетельствует о том, что услуга регистрации, снятия с регистрации места жительства в электронной форме может быть доступна гражданам Украины при надлежащих наполненности и взаимодействии национальных электронных информационных ресурсов.

Проблемы учета населения обостряются из-за того, что реестры территориальных общин автономны, имеют разное программное обеспечение и не взаимодействуют между собой. Поэтому, не только регистрация, но и получение информации из реестров, например, сведений о месте жительства, превращается для человека в длительный процесс, в то время, как указанную информацию можно было бы в считанные секунды получать, с помощью программных средств.

Поскольку, основанием для регистрации является не фактическое проживание в доме или квартире, а только наличие права на жительство там, зачастую, граждане регистрируются не в том месте, где они фактически проживают, а где могут документально подтвердить право на проживание.

Связь регистрации места жительства с правом проживания в квартире или доме, также, создает условия для манипулирования с имущественными и жилищными правами на жилье. Таким образом, существует настоятельная необходимость реформирования действующего механизма учета населения в Украине и внедрения института декларирования места жительства, который предлагается осуществить путем принятия Закона «О реализации электронных услуг по регистрации и декларированию места жительства в Украине».

Законопроектом, также, определяется возможность получения услуг в электронной форме, перечень всех необходимых документов и сведений, необходимых для декларирования или регистрации места жительства, запрет требовать для этого представления человеком других документов, кроме предусмотренных настоящим законопроектом.

При этом, закрепляется право собственника жилья отменить задекларированное или зарегистрированное место жительства третьих лиц в квартире или доме, который ему принадлежит, по основаниям, указанным в законе, без решения суда.

Однако, право владельца жилья на снятие с регистрации места жительства зарегистрированных граждан, может иметь негативные социальные последствия. В частности, использование этой нормы владельцем жилья против других или бывших членов своей семьи будет лишать их жилищных прав.

Кроме того, по положениями законопроекта четко понятны основания и время снятия человека с регистрации места жительства. Так, предполагается, «если прежнее место жительства лица было зарегистрировано, снятие с регистрации с прежнего места жительства осуществляется по заявлению лица». В свою очередь, заявление о снятии с регистрации предыдущего места жительства подается человеком или его законным представителем в орган регистрации, в котором такой человек регистрирует или декларирует свое новое место жительства. Гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающие в Украине, обязаны в течение 30 календарных дней после прибытия на новое место жительства задекларировать или зарегистрировать его. Иностранец или лицо без гражданства, получивший справку об обращении за защитой в Украине, в течение 30 календарных со дня ее получения должен задекларировать место своего пребывания.

Однако, непонятны последствия, с которыми столкнется человек, который не снялся с регистрации на предыдущем месте жительства, а в течение 30 календарных дней после прибытия на новое место жительства задекларировал или зарегистрировал его.

Как видим, анализ поданного законопроекта свидетельствует о наличии в нем положений, не учитывающих требования Конституции Украины и не согласующихся с другими законами Украины.

Прочитано 790 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: