Принятие Закона Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины (относительно порядка проведения земельных торгов в форме аукциона)», кроме существенного увеличения поступлений в государственный и местные бюджеты, позволит улучшить состояние земельных отношений и придаст им большую прозрачность, открытость и кардинально уменьшит уровень коррупционных проявлений в процессе распоряжения землями государственной и коммунальной собственности.
Специалисты земельного ведомства разработали унифицированные понятные и прозрачные правила проведения земельных аукционов, с одной стороны, позволит сформулировать конкурентно справедливую цену, а с другой - привлечь инвесторов. По предварительным подсчетам уже в этом году бюджеты разных уровней смогут получить несколько миллиардов гривен в результате проведения прозрачных торгов, сделает невозможным применение серых схем и сведет «на нет» коррупцию в этой сфере.
Согласно пункту 15 раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины мораторий на продажу сельскохозяйственных земель будет снят после вступления в силу закона о рынке земель, но не ранее 1 января 2013 года.
Снятие моратория и введения свободного рынка сельскохозяйственных земель, прежде всего, возвращает крестьянам их конституционное право распоряжаться своим имуществом.
Вступления в силу закона о рынке земель позволит владельцам паев использовать их как капитал. Они смогут, как самостоятельно работать на земле, получив под залог своего пая денежный ресурс, так и сдать землю в аренду, продать, подарить или передать по наследству, то есть быть полноправным хозяином.
Кроме того, граждане смогут приобретать в собственность земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства в пределах установленных законом максимальных норм.
Принятие закона о рынке земель позволит прекратить незаконное использование сельскохозяйственных земель (земли наследия, невостребованные паи) без надлежащих правовых оснований, поскольку такие земли перейдут в собственность государства.
Введение свободного рынка сельскохозяйственной земли позволит вывести его «из тени» и повысить эффективность сельскохозяйственного производства путем исключения спекулятивных операций на рынке сельскохозяйственных земель путем установления высокой ставки государственной пошлины (100 процентов от нормативной денежной оценки) при перепродаже сельскохозяйственных земель в первые три года с момента их приобретения.
Включение сельскохозяйственных земель в экономический оборот позволит получить дополнительные средства в бюджеты разных уровней от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, от операций по их продаже (государственной пошлины), а также повысить инвестиционную привлекательность аграрного сектора Украины.
Основное преимущество законопроекта «О рынке земель» заключается в том, что он не ухудшает положение одного из субъектов земельных отношений в аграрном секторе, а в большинстве - предоставляет новые возможности для экономического роста:
Крестьяне, как уже отмечалось, смогут реализовать свое конституционное право свободно распоряжаться своей собственностью. Фермеры получат возможность приобретать в собственность сельскохозяйственные земли, находящиеся в их пользовании.
Юридическим лицам - крупным арендаторам и товаропроизводителям государство на законодательном уровне гарантирует нерушимость существующих арендных отношений при открытии рынка земли. Ни один договор аренды земли не может быть расторгнут до истечения его срока действия ни автоматически, ни в одностороннем порядке собственником в связи с его желанием продать пай.
Принятие Закона Украины «О рынке земель» откроет доступ к дешевым кредитам Государственного земельного банка. Дешевый ресурс банка обеспечат рыночные операции с землей (продажа, передача в аренду, аренда земель).
Относительно расширения влияния крупных агрохолдингов следует отметить, что государство определилась, что землей должен обладать народ Украины, а не несколько семей латифундистов. Это вопрос обеспечения земельного суверенитета и национальной безопасности.
Поэтому проектом из круга получателей в собственность земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства исключено иностранцев и юридических лиц.
Во избежание монопольного положения на рынке аренды сельскохозяйственных земель законопроектом «О рынке земель» вводится ограничение по площади арендованных земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, которая может находиться в аренде одного человека, не может превышать 10 процентов площади сельскохозяйственных угодий на территории района и 100 тысяч гектаров площади сельскохозяйственных угодий на территории Украины. По информации Главного управления Госкомзема в Житомирской области