Речь зачастую идет либо о не вполне легальном отчуждении совместной собственности, либо даже об откровенной подделке документов и незаконной продаже. Шансов на победу объединениям жильцов добавляет и тот факт, что "захватчики" подвалов нередко перекрывают свободный доступ к коммуникациям дома и никого туда не пускают, что напрямую противоречит действующему законодательству.
Впрочем, восстановление коллективной справедливости проходит пока не так гладко. Ведь многие нежилые квадратные метры не оформлены должным образом и не значатся в городских реестрах. Поэтому доказывать в судах право собственности на помещения приходится не один год.
"Пока что мне известно о более чем десяти таких случаях. Но не исключаю, что их может быть больше. Конечно, учитывая, что в Киеве порядка 12 тыс. домов, а незаконно приватизированных помещений насчитываются сотни, то пока судебных решений не так уж много. Все дело в том, что суды и экспертизы длятся по 2-3 года, нужно тратиться на адвокатов и т. д. Тем не менее, процесс пошел", - рассказал UBR советник заместителя главы КГГА Алексей Тихонов.
Как рассказали в объединениях жильцов из других городов, например, Сум и Харькова, у них наблюдается аналогичная ситуация. А суды уже начали оглашать первые решения в пользу ОСМД.
По информации ProfiDOM.com.ua, эксперты не исключают, что чем больше в многоэтажках будет создаваться объединений жильцов, тем активней нежилые помещения, незаконно отобранные в прошлые годы, будут возвращаться в коллективную собственность.
В связи с этим участились и публикации в соцсетях и на сайтах объявлений предложений о продаже приватизированных подвальных и чердачных помещений. Номинальные владельцы, которые догадались, что после создания ОСМД сохранить собственность, скорее всего, не выйдет, пытаются от нее быстрее избавиться.
Но даже неоднократная перепродажа такого имущества вряд ли спасет псевдовладельцев, говорят эксперты. И настоятельно рекомендуют воздержаться от покупки приватизированных нежилых помещений - рано или поздно все их с высокой долей вероятности отберут через суд.
"Даже если их несколько раз перепродадут, собственность все равно вернется жильцам. Были судебные решения, по которым деньги покупателям возвращались путем взаимозачета. Но дело в том, что декларируют при продаже намного меньшую стоимость для минимизации налогов. Следовательно, обратно нерадивый покупатель получает далеко не все свои деньги", - отметил председатель Центра помощи ОСМД и ОСН Сергей Ряполов.
Как рассказал юрист, президент Ассоциации ОСМД "Развития самоуправления" Станислав Драганов, любая приватизация таких помещений без разрешения на то самих жителей - вне закона и подлежит обжалованию в суде. Более того, если в помещениях находятся инженерные сети, то к ним должен быть обеспечен круглосуточный свободный доступ.
"Такие помещения могут сдаваться на основании решения общего собрания ОСМД только в аренду без права приватизации. Средства, полученные в результате такой деятельности, ОСМД могут использовать только на уставные цели без права распределения между сособственниками. При этом статус неприбыльной организации потерян не будет", - говорит Драганов.
Между тем, спорные метры попадаются не только в старых домах, что, впрочем, не делает их более законными. А приобрести незаконные кладовки можно не только с рук.
"Часто хитрят даже сами застройщики, которые продают якобы права собственности на подвалы, чердаки и прочие помещения покупателям квартир в своих жилых комплексах. Но оформляют все как договор обустройства, например, подвала, или просто дают расписку. Никаких прав собственности на деле покупатель не получает. Он не понимает, что, приобретая квартиру, он и так вместе с остальными жильцами становится сособственником общего домового имущества", - подчеркнул вице-президент "Всеукраинского совета председателей ОСМД" Роман Гученко.
Впрочем, объясняет он, бороться с нелегалами не обязательно в суде. С теми, кто "отхапал" себе подвалы под магазины, можно сначала попробовать договориться, чтобы те платили аренду непосредственно ОСМД, а не номинальным владельцам. Так можно избежать дорогостоящих судебных издержек.
Большинство спорных вопросов на практике так и решается. По словам Алексея Тихонова, когда дело касается "отхваченных" кладовок, частей общих коридоров и прочего, компромисс удается найти на уровне соседей, внутри дома.