Игорь Сикорский создал 15 новаторских типов самолетов, в том числе «великанов» и самолетов-амфибий, трансатлантический гидроплан. Он запустил серийное производство военной и гражданской авиатехники.
На фотографии в начале этой статьи - Игорь Сикорский у своего превого вертолета в форме студента КПИ во дворе семейной усадьбы.
Сейчас, от былой красоты семейной усадьбы Сикорских, мало что осталось. В историческом центре Киева она стоит абсолютно заброшенная и, даже, есть риск ее полного разрушения. Почему же, родной дом известного на весь мир авиаконструктора дошел до такого состояния?
Еще в 2000 году, тогдашний президент Украины Леонид Кучма передал усадьбу на баланс предприятия «Готель «Козацький» Министерства обороны. Предприятие, в свою очередь, сдало памятник архитектуры в аренду на 49 лет благотворительному фонду «Музей истории воздухоплавания и авиации имени Сикорского», за которым, как утверждают, стоит Нестор Шуфрич. Арендатор давал обязательства сохранить здание и даже сделать в нем музей Сикорского. Получилось наоборот — хозяева довели его до катастрофического состояния. Благодаря усилиям активистов Минобороны начало процесс юридического расторжения договора. Более трех лет продолжалась судебная волокита, и — наконец-то! — 21 июня этого года, по сообщению военной прокуратуры Центрального региона Украины, Киевский апелляционный хозяйственный суд оставил без изменений решение суда первой инстанции о возвращении в государственную собственность дома авиаконструктора Игоря Сикорского, который признан исторической ценностью. Апелляционный суд не разрешил фонду «Музей истории воздухоплавания и авиации имени Сикорского» арендовать в дальнейшем усадьбу Сикорского. Кабальный договор, из-за которого усадьба пришла упадок, окончательно расторгли!
Перед этим, здание пытались продать за два миллиона долларов — соответствующее объявление разместили на одном из киевских сайтов недвижимости. И, только сейчас, из-за огласки и решения суда, автор удалил это объявление.
«Активисты убеждены, что теперь необходим проект капитальной реконструкции и создания современного технологического центра для молодых ученых имени Сикорского. Ранее корпорация Sikorsky Aircraft заявила о своем желании принять участие в проекте, а Президент Ассоциации конгрессменов США Джим Слэттери, который приезжал в Киев в декабре 2014 года, заявил о готовности содействовать созданию музея Сикорского. Сейчас активисты предлагают, чтобы средства на «вторую жизнь» усадьбы знаменитого авиаконструктора собрали путем краудфандинга, грантовых или инвестиционных программ. Главное — чтобы в Минобороны, в собственности которого теперь находится здание, нашлась политическая воля на «зеленый свет» для старта проекта.