Впрочем, читайте окончание этой поучительной истории:
Ленивые и жадные
Буквально, несколько компаний, (их по пальцам пересчитать можно, как раз хватит), реально строят, вводят в эксплуатацию и продают. Правда, у них у всех два «но»: цены заметно (на 20-30%) выше, чем у иллюзорных. И, без конца, нарушаются сроки ввода в эксплуатацию.
Скрепя сердце, отправился в одну из таких вот устоявшихся компаний. Та квартира, которую хотел, на практике, оказалась существенно дороже. Своих денег не хватило. Впрочем, компания, по старинке, кредитует – как будто, и войны никакой нет. Разумеется, – на адских условиях (риски!). То есть, за пять лет придется выплатить стоимость двух квартир. Но, мне не хватало немного и я решил: авось, управлюсь. И управился бы, не прими Нацбанк «революционное» решение о поднятии учетной ставки на 16 процентных пунктов – до 30% годовых.
Застройщик, тут же, подсуетился, сообщил, что нынче ресурс стал дорогой и взвинтил проценты и по моей ипотеке до уму непостижимых 40, с чем-то, годовых. Теперь, уже на одних только процентах, я вынужден буду оплатить стоимость всей квартиры, за каких-то три года. Это не считая тела кредита.
И вот, – у меня закончились деньги. А также, всякое желание обслуживать ими застройщика. Для этого, застройщик сделал все, что мог. Прихожу к нему, как-то, за отсрочкой и прошу не применять штрафные санкции на ее период. Добился личной встречи с руководством. Руководство, покусывая золотую кнопочку «Паркера», в ответ промурлыкало: «Хорошо. Только в конце срока заплатите за все месяцы, которые сейчас пропускаете. Сразу, одномоментно. И еще, - за один месяц – наперед: на всякий случай. Иначе, вынуждены будем вкатать вам все эти санкции по полной программе – задним числом».
Я сел, прикинул, съежился от полученной суммы, быстро кинулся занимать. Заплатил. Теперь, вот, думаю, как отдать долг. Деньги-то, как я уже сказал, у меня кончились. Интересно, а этот … с «Паркером» всерьез думает, что, если я прошу отсрочку на три месяца, это означает, что через эти три месяца у меня внезапно появится сразу пресс свежих купюр, которым я легко закрою увесистую пятизначную цифру? Может, он просто беспробудно глуп? Иначе, зачем ему топить собственного инвестора?
Записки сумасшедших
Знакомьтесь: я – городской сумасшедший. На мне нет смирительной рубашки и рядом не прохаживается угрюмый санитар. Я выгляжу вполне цивильно: изрядно поношенные джинсы, под мышкой – барсетка с деньгами, вчерашним депозитом, с боями «отобранным» в банке.
Таких, как я, – сотни тысяч. Я встречал своих товарищей по несчастью в отделах продаж девелоперских компаний. Иногда – целые толпы. На всех санитаров не хватит. Согласен, мы – сумасшедшие. И не потому, что решились вложить деньги в чужой бизнес в ненадежные времена. Как раз, напротив – по всем законам кризисной экономики, сейчас, на падающих рынках, самое время вкладывать. Цены на жилье упали до десятилетнего минимума, правда, в долларовом эквиваленте.
Сумасшедшие мы, по другой причине. Мы выбрали для инвестирования бизнес, в котором у нас нет ни малейших гарантий защиты наших средств. Бизнес, который ничего не понял во время кризиса. Который, настолько бесшабашен, что – вместо того, чтобы нас как кошельки с деньгами, на руках носить, – выламывает нам руки, сдирает четыре шкуры и даже не думает заботиться о наших спокойствии и комфорте. Как будто, он сам на коне и у него царские перспективы. Как будто, наши доходы безграничны. А у меня, между прочим, уже четвертый месяц нет постоянного дохода, родился ребенок и болеет теща.
Мы сумасшедшие, поскольку все еще верим, что у нас в стране – несмотря ни на что – строительство будет жить. Точнее, не верим, а убеждаем себя в этом. Потому что ввязались в такую авантюру.
Я понял: я ненавижу застройщиков. Всех. За их вранье. За их паталогическую лень и нежелание работать на стройплощадке, как работаю я, когда зарабатываю им на ипотеку.
За их, вечно пьяные, бригады. За кривые подоконники, лопнувшие дверные рамы, перепады в потолке между плитами, щели по углам в моей будущей квартире… За их звериную жадность к сверхзаработкам и умение содрать с меня, обнищавшего, четыре шкуры.
Я ненавижу застройщиков. Их не за что любить. У нас они все такие. Но – я все равно приду к ним еще раз. Потому что верю: они построят. Верю, хоть убейте меня.
Закрываю глаза и воображаю, как я сижу на новом, пахнущем свежей кожей диване в своей новой – божественно просторной и уютной обители. В окно открывается потрясающий панорамный вид столицы. На детской площадке, залитой солнцем, гоняются за пакетиком из-под «МакДональдса» мои дети. Из кухни доносится ароматный ни с чем несравнимый аромат домашних оладий, которые жарит жена… Мне хорошо и спокойно.
Я, таки, сумасшедший».