Первая ловушка афериста-застройщика – цены на квадратные метры были едва ли не в два раза ниже рыночных в столице. Также предлагали рассрочку. Уверяли, что с разрешительными документами все в порядке. В официальных базах числилось, что земля под застройку выделена законно. Теперь же выяснилось, что дома построены незаконно, отсутствуют разрешительные документы. И это – следующая ловушка.
Оказывается, можно взятками купить мелких чиновников и они годами не будут замечать нелегальной застройки. В тех домах, которые подключены хотя бы к каким-то коммунальным услугам, тарифы – заоблачные. А все потому, что дома-призраки подключили, скажем, к свету не напрямую, а временно от строительства рядом.
Владельцы и жильцы таких домов стали заложниками аферы, которую прокрутил только один человек – Анатолий Войцеховский. Над ним уже три месяца идет следствие. Потому, что он – владелец десятков фирм, которые незаконно захватывали участки земли и возводили высотки. Они продавали квартиры в два раза дешевле рыночной цены, а обещали золотые горы. Вот, к примеру, один дом, как показательный муляж, строили законно. Новых инвесторов водили на экскурсию к счастливым новоселам.
Люди доверчиво отдавали деньги, не зная, что их квартира может зависнуть в воздухе. По такой схеме в столице на протяжении последних 10 лет выросло 40 домов. Пострадало около 15 тысяч семей – это около 40 тысяч человек. Почему этого упорно не замечал ни один столичный чиновник с 2004 года? И как сейчас перезимовать этим людям? Совет от чиновников единый – искать себе на зиму новое жилье, где есть тепло. А достроить жилье, мол, должен застройщик, которому люди отдали свои деньги.
Тем временем, в одном из таких домов-призраков решили создать свой кооператив и самим достроить жилье, продлить просроченную аренду земли, закупить трубы, провода, заплатить «Киевэнерго» и «Киевводоканалу» за проведение коммуникаций и еще пооббивать пороги в чиновничьих кабинетах, в частности, Государственной архитектурно-строительной инспекции. Кстати, именно это учреждение и есть тот контрольный орган, который проверяет застройщика на каждом этапе. Где были их глаза? Никакого личного объяснения – только письменный ответ на восьми страницах.
Говорят: о незаконности знали, но охранники стройки на многочисленные проверки никого не пускали. В инспекции нет полномочий для физического принуждения, а особенно для сноса объектов.
Сносить дома, по закону, может только застройщик. Правда, мало верится, что он это сделает. Тем более, за свой счет. Но люди, которые приобрели здесь квартиры, скорее лягут под трактор, чем допустят снос. Они готовы еще вкладывать тысячи, чтобы сохранить то, что уже есть. Тем временем, появилась еще одна проблема таких домов – рейдерская атака на объектах Войцеховского. Теперь, на нелегальные застройки, вдруг, начала претендовать куча неизвестных фирм.