Во второй половине 19-го века Крым становился все более популярным туристическим направлением для жителей Российской империи. (На фотографии в шапке статьи - Гравюра Юлия Берндта «Крымские дороги в 1860-х гг. XIX века»)
В 1895 году, даже, была предпринята попытка организовать автомобильное сообщение между городами Крыма. «Техническо-торговый дом Еленковского» подал прошение на имя Таврического губернатора об организации с 1896 года движения пассажиров и багажа «в дилижансах с керосиновыми двигателями» по двум шоссейным дорогам, ведущим от Ялты в сторону Симферополя и Севастополя. «Техническо-торговый дом» заказал в Париже восьмиместный экипаж «Боец № I», по документам — «не производящий дыма, пара, резкого шума, достаточно мобильный, имеющий задний ход и два механических тормоза», что явилось верхом технического оснащения того времени. Скорость движения экипажа не превышала 16 верст в час, что не помешало бы гужевым экипажам, двигающимся по шоссейным дорогам Крыма того времени.
Однако, в 1895 году, Губернатор Тавриды здорово боялся новых «самодвижущихся экипажей» и решения никакого не принял. В официальных документах было указано: «прошение передается на рассмотрение Министру внутренних дел, по основанию отсутствия каких-либо правил на предмет пользования механическими двигателями для самодвижущихся без рельсового пути экипажей».
Безусловно, понятие «шоссейные дороги» нашего времени и XIX века – это две большие разницы. Среди инженеров, «те» дороги назывались «грунтовый тракт», то есть, хорошо укатанная грунтовая дорога, есть укрепленная щебеночным слоем.
Пи этом, более-менее активное строительство дорог в Крыму началось в 60-х годах XIX века строительством участка дороги Симферополь – Севастополь и знаменитым южнобережным шоссе от Севастополя через Байдарские ворота на Ялту и далее до Алушты.
Позднее, оно было продолжено от Алушты до Судака и далее на север, до соединения его с шоссе Симферополь – Феодосия, достроенным в начале XX века. В первую очередь, были шоссированы три основные магистрали: от Перекопа до Севастополя, от Симферополя до Керчи и от Симферополя до Евпатории. Не меньшее стратегическое значение имело строительство Южнобережного шоссе, впервые связавшего степной Крым с побережьем, излюбленным местом отдыха русских царей и знати.
На рубеже XIX-XX веков дорогу формировал грейдер, запряженный восьмеркой лошадей. Грейдер профилировал дорогу, чтобы справа и слева в специальные канавы, который были на проезжей части, стекала вода. И если дорога была почтовая, то через 20-30 километров были почтовые станции. Обязательно были указатели, версты, существовали посты, шлагбаумы, станции, колодцы, где можно было напоить лошадей. Такая структура была в Крыму с екатерининского периода. Когда появились автомобили в начале 20-го века, дороги оставались теми же самыми. В советский период их начали покрывать гудроном.
Впервые, автомобиль в Крыму появляется в 1901 году, когда венгерский инженер Геза Ковач, в рамках европейского автопробега, прибыл пароходом в Севастополь со своим «самобеглым экипажем». Его автомобиль были приспособлен к непростым условия юга России и мог развивать скорость до 50 верст в час. Как ни странно, появление первого автомобиля в Крыму связано и с первым ДТП. Самобеглый экипаж Гезы Ковача, в районе Гурзуфа, «рокотом и грохотом издаваемым при движении» испугал лошадь, которая кинулась в кювет и перевернула повозку. Прибившими на место события полицейскими был составлен протокол и выписан штраф в размере 120 рублей. Событие наделала много шума в Крымской прессе и среди населения.
При этом, вспомним зарплаты и цены тех лет: в среднем, рабочий получал в Крыму 20 рублей, а неплохой дом на ЮБК стоил 150 рублей.