Современные многополосные скоростные магистрали, к которым будет относиться трасса Таврида, создают намного больше шума, чем обычные городские дороги и дороги местного значения. Это связано с высокими разрешенными скоростями, большой интенсивностью движения и некоторыми другими специфическими факторами.
Защита от шума является комплексной проблемой, борьба с которой требует решения многих технических, экономических и правовых вопросов.
Трасса «Таврида» пройдет в пределах нескольких крымских городов и 43-х сельских поселений. Так что, проблемы с зашумлённостью прилегающих кварталов не избежать. Строить объезды населённых пунктов не целесообразно, а местами невозможно, единственных выход – это защита от шумового воздействия.
В настоящее время, точно известна схема прохождения трассы Таврида через Керченский полуостров. Именно, на этом участке уже разработан проект шумовой защиты для населенных пунктов, оказавшихся в зоне влияния трассы Таврида.
В настоящее время проектировщики и строители трассы руководствуются российскими законами: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений» и СНиП 23-03-2003 «Защита от шума».
Будем надеяться, что содержащиеся в них методики и расчеты позволили проектировщикам точно выполнить оценку шумового воздействия от трассы «Таврида» и назначить необходимые шумозащитные мероприятия в приделах населенных пунктов Керченского полуострова.
В нижеследующей таблице обозначены населенные пункты, потенциально попадающие в зону сверхнормативного акустического воздействия
Исходя из сложившейся ситуации, проектировщики предлагают следующее решение проблемы зашумленности от трассы Таврида:
г. Керчь — ближайшая жилая застройка на расстоянии 50 м от края проезжей̆ части. Прогнозируемый уровень акустической̆ нагрузки составляет 63 дБА (превышение норматива на 18 дБА). Снижение шума на 18 дБА только с помощью акустического экрана - задача достаточно сложная, рекомендуется установка акустического экрана в комплексе с использованием малошумного покрытия проезжей части. Кроме того, учитывая, что на территории города отдельные жилые здания средне- и многоэтажные, вероятно потребуется установка шумозащитного остекления.
н.п. Горностаевка — ближайшая жилая застройка на расстоянии 130 м от края проезжей части. Прогнозируемый уровень акустической̆ нагрузки составляет 58 дБА (превышение норматива на 13 дБА). Рекомендуется установка акустического экрана. В качестве альтернативного мероприятия, проектными материалами может быть рассмотрено возведение шумозащитного вала.
п. Фонтан — ближайшая жилая застройка на расстоянии 110 м от края проезжей̆ части. Прогнозируемый уровень акустической̆ нагрузки составляет 57 дБА (превышение норматива на 12 дБА). Рекомендуется установка акустического экрана. В качестве альтернативного мероприятия проектными материалами может быть рассмотрено возведение шумозащитного вала.
п. Ленинское — ближайшая жилая застройка на расстоянии 40 м от края проезжей̆ части). Прогнозируемый уровень акустической нагрузки составляет 64 дБА (превышение норматива на 19 дБА). Снижение шума на 19 дБА, только с помощью установки акустического экрана невозможно. Рекомендуется комплекс шумозащитных мероприятий: акустический экран, использование малошумного покрытия проезжей̆ части, снижения скорости движения (до 40 км/час) и проведение шумозащитного остекления с установкой активных ПШУ в жилой застройке.
Если верить вышеизложенным данным, проектировщики серьезно отнеслись к проблеме влияния будущей скоростной трассы на жилые территории и окружающую среду.
Предложенные решения адекватны и достаточно дороги, но разработаны всего лишь для первого участка Керчь-Феодосия. Как с шумом от трассы «Таврида» будут бороться на других участках и насколько решения будут адекватны, мы сможем узнать лишь тогда, когда закончится проектирование крымского автобана.
Однако, кроме шумового воздействия, существует еще целый ряд негативных факторов, влияющих на окружающую среду, о которых мы расскажем в следующей публикации.
(Окончание следует)